Что является успешным бизнесом?

Где-то месяц назад меня попросили выступить перед студентами с темой создания успешного бизнес. В ходе беседы выяснилось, что очень немногие понимают, что же такое успешный бизнес. Кроме того, подавляющее большинство до конца не осознают — зачем им это надо? Как правило у людей есть ИДЕЯ. И это прекрасно.. с нее все начинается… но что дальше? Что есть успешный бизнес? Ведь по идее при создании бизнеса все предполагают, что он будет успешным (по крайне мере я ни разу не слышал, чтоб кто-то пытался создать «неуспешный»).

Что такое успешный бизнес?

Итак, что же такое успешный бизнес? Наверное, это бизнес, который достигает поставленных перед ним целей. Но ведь цели у всех свои? А значит, и критерии успеха весьма относительны. Более того, даже в пределах одной плоскости, эти цели могут быть весьма субъективны. Вообще, в подавляющем большинстве случаев бизнес создается или для зарабатывания денег, или для самоутверждения.
В первом случае все более-менее ясно. Хочу новую машину/квартиру/яхту самолет… Или еще проще — один миллион долларов наличными (кстати, хочу обратить внимание, что когда под успехом понимаются деньги, то это обязательно наличные. Очень часто работая с крупными компаниями, проходят счета с огромными цифрами.. Но они так не греют душу, как небольшие потертые бумажки с президентами или кем-то там еще.).

Но и тут возникает вопрос — сколько денег должен ваш бизнес приносить, чтоб он считался успешным? Многие говорят, что если он неубыточный, то уже успешный. Или называют какую-то конкретную сумму (скажем 1-5-10 тыс). Но тогда получается, что фирма, которая зарабатывает 5000 для человека, который поставил перед собой цель 1000 — суперуспешная, а для другого, который поставил перед собой цель 10 000 — неуспешна.

Вот и выходит, что фактор успеха — весьма относительный. Даже если вы измеряете в одних единицах, подходы могут быть весьма относительны. Даже показатели могут весьма отличаться (оборачиваемость средств, чистая прибыль, доход по отношению к уставному фонду, прибыль по отношению к обороту и т.д.).

А теперь другой аспект — эту же самую сумму денег можно заработать другим путем — например, устроившись наемным рабочим или выполняя какие-то разовые контракты. В этом случае как такового бизнеса у вас и не будет… но зато будет удовлетворятся главная цель, так сказать причина всего — вы будете зарабатывать определенную сумму, и зачастую она не меньше, чем если бы вы работали сами на себя. А если добавить ко всему, что в данном случае у вас есть определенные гарантии, стабильность, защищенность, то стоит ли вообще замарачиваться, если все то же самое можно получить намного легче?

И вот тут выступает на сцену вторая цель — самоутверждение. Люди хотят не просто создать бизнес и работать. Им обязательно нужен офис с просторным кабинетом, большим столом и кожаным креслом. Для этой категории важен статус и аксессуары: машина, красивые визитки, статуэтки, грамоты и дипломы на стене. Такая фирма может работать без прибыли, или на минимальном уровне. Но зато такой создатель бизнеса может сказать, что он ДИРЕКТОР и владелец.
Я встречал компании, где директор приходил на работу 1-2 раза в неделю на пару часов, узнавал последние сплетни, какие общие изменения, пил кофе и уходил. И это не миф, а реальность!

Исходя из этого, и компании могут существенно отличаться друг от друга. В одних тихая и спокойная атмосфера, начальник приходит туда чтоб отдыхать (правда зачастую, для сотрудников это как ад). В других же, наоборот, все бегают, носятся, жуткая система штрафов, за каждую копейку нужно отчитываться. Конечно же, крайности встречаются редко, обычно что-то среднее. Но все же, почти всегда виден перекос в ту или иную сторону.

По какой причине создается успешный бизнес?

Спрашивая «Зачем вам успешный бизнес», большинство отвечало, чтоб заработать много денег. Но после дальнейшего вопроса «Зачем вам заработать много денег?» люди сперва улыбались (мол, это очевидно), а затем смущенно задумывались…
Но на самом деле, очень не многие имеют представление, зачем им мешок денег. Для большинства это и есть сама цель.. Увы, люди забывают, что деньги это всего лишь средство достижения цели, так сказать инструмент. Как говорил Остап Бендер — А зачем вам деньги, Киса? На что вы их потратите? У вас же нет воображения?

Первый (и самый популярный) ответ — деньги нужны для независимости. Какой? Финансовой…
Интересно, независимости от кого? Мужчины говорят от родителей, а женщины — от мужчин.
Тоже какой-то сомнительный фактор, согласитесь. Что значит независимость и зачем она нужна? Это такой же субъективный критерий, как и успешность…

Вот и выходит, что значительно количество фирм у нас создается непонятно кем и неясно для чего. Просто, чтоб было. Или чтоб зарабатывать деньги. Это одна из причин, почему копирование западных или восточных принципов школ менеджмента у нас не работает.
«А давайте напишем миссию нашей компании, придумаем слоган, создадим корпоративную культуру» — увы, такое не пройдет. Миссию не надо придумывать и писать. Она должна быть заложена на уровне идеи.

Все, по-настоящему успешные бизнесы создавались не для денег, и уж тем более не для статуса. Разве Генри Форд думал о своих доходах? Нет, понятно, что конечно думал, но не это было его движущей силой. В первую очередь он думал о том, как создать дешевый автомобиль для массового потребителя. Компания Sony стремилось быть компанией номер один в плане технических новшеств. Apple делала переворот в компьютерном мире. Примеров масса, и все они показывают, что по-настоящему успешные бизнесы создаются когда сама идея, ее реализация и является целью. Причем, эти цели часто граничат с мечтами.

Итак, что же можно выделить в итоге этой сумбурной статьи? Если вы хотите создать успешный бизнес — в первую очередь подумайте, зачем он вам нужен? Какова причина ваших стремлений? Что вы хотите получить В ИТОГЕ? Т.е. в самом конечном итоге, а не промежуточном. А так же как именно вы будите мерить показатель успеха. и только после этого начинайте читать книги по маркетингу, рекламе, бизнесу и т.д.


19 ноября 2011