Техническое задания: делаем красиво!

Думаю, для всех, кто так или иначе связан с ИТ и близкими направлениями, вопрос технического задания является самым больным. Причем, независимо от того, заказчик вы или исполнитель. В качестве исполнителя вы или вообще не имеете четкого ТЗ, ли какие-то общие фразы, применимые к абсолютно любой задаче. В качестве же заказчика, вы не понимаете, как еще наглядно и подробно описать задачу, чтоб «они» поняли!

Сегодня я хочу рассмотреть этот животрепещущий вопрос и обозначить, что же все-таки должно быть в ТЗ, чтоб по нему действительно можно было работать и, что немаловажно, принимать работу.

Что мы хотим получить в итоге.

Самое главное (а порой, этого бывает и достаточно), в ТЗ должна быть идеальная картина мира в будущем. Не сложные пути к нему, не причины и следствия, не подробное обоснование зачем, а именно итоговая картинка. И чем более четко будет описана эта картина, тем проще будет всем сторонам работы.
В качестве примера, рассмотрим постановку задачи по настройке аналитики, с которой мне часто приходится сталкиваться в последнее время. Казалось бы – ну что такого, стандартная задача – настроить аналитику, и многие именно так и обозначают ТЗ. Иногда сопровождая уточнением- мы хотим видеть ПОЛНУЮ картину, что у нас происходит. Так вот, это — не ТЗ. Это вообще не задача.
Задача (в общем виде), например: мы хотим знать во сколько нам обошелся лид.
Или уточненная: нам нужно понимать стоимость закрытых сделок (Сделки в статусе «Успешно реализованы») за указанный период.
Согласитесь, здесь уже более понятно, о чем идет речь.
Чем более подробно вы опишите, что хотите получить – тем меньше вас будет дергать исполнитель в процессе работы и тем более качественный и быстрый результат вы получите.
Еще одна немаловажная вещь, заказчик четко должен сам для себя понимать, что конкретно ему надо. Например, у меня был клиент, который поставил задачу так: «мне надо высчитывать коэффициент конверсии по каждой воронке».
Отлично. Как именно будем считать? – спросил я. На что получил обиженный ответ – ну вам виднее, вы же аналитик, а я просто задачу поставил.
Коэффициент (конверсии или чего-то еще) – это всегда отношение одной величины к другой. Коэффициент конверсии может быть, например: пользователей сайта в заявки, заявки в продажи, продажи в повторные продажи, пользователи в продажи, повторные продажи к постоянным клиентам и т.д. Можно придумать все что угодно. И если заказчик не может объяснить, что он хочет – значит будут сложности при принятии работ. Что бы вы не сделали – вы сделаете точно не то, что он хочет.

Пример на реальных цифрах.

Другой важный момент, который бы я выделил в ТЗ, это реальный пример, на основе «хотелки» заказчика. Это может быть отдельным пунктом, или сразу при описании задачи делать скрины и описывать как это получается.
Если такое будет, у подрядчика практически не будет шансов неправильно понять ваше ТЗ и сделать не так и не то (конечно, мы рассматриваем случаи, когда у вас адекватный исполнитель. Понимаю, что ситуации бывают разные).
В принципе, этот пункт можно сделать вместе, исполнитель и заказчик, для примера вручную. Лично я сталкивался, что часть задач не реализуемая при текущей ситуации, т.к. нет нужных данных (не размечены УТМ-метками кампании, нет нужного поля в CRM, для ускорения, все сделки записывались на 1 менеджера или администратора).
Так что не игнорируйте этот пункт.

Дополнительная информация.

Иногда, может потребоваться некоторая дополнительная информация по реализации. Например, рекомендации по использованию инструментов, или ограничение на что-то. Если такие ограничения есть, их обязательно нужно оговаривать в ТЗ. Например, если вы заказываете сайт, нужно заранее предупредить, что он должен будет потом интегрироваться с внешней базой данных, а не сообщать об этом после того, как работа выполнена на 90% и ничего не предусмотрено.
Также это могут быть ограничения по безопасности, какие программы/библиотеки можно использовать, а какие нет.

Если строгих ограничений нет, все остальное должно быть на исполнителе. Какую программу или язык программирования выбирать, в каком режиме делать. Если в результате будет то, что вы хотите, неважно, каким путем это будет достигнуто.
Чего точно в ТЗ не должно быть, так это вашего «экспертного мнения», что вы где-то слышали, как кто-то говорил… (тот самый сын маминой подруги). Доверьтесь профессионалу. Он лучше знает, как это нужно сделать.
С чем лично я часто сталкиваюсь – ситуация, когда клиент начинает меня просвещать в глубинные нюансы его профессиональной деятельности. Чем товар ТК748-51 отличается от МК748-55 и почему это так важно (хотя на самом деле нет). Почему так важно видеть сделки в разрезе каждого отдельного менеджера, и каким сложным путем они пришли к этому выводу. Информация очень интересная, но в плане ТЗ она ничем не помогает, а скорее мешает. Просто бывает, что ты запланировал встречу или созвон, чтоб прояснить задачу, заказчик тебе полтора часа рассказывал как у них что работает и как обрабатываются звонки, но по существу ты ничего и не узнал. А он потом еще и обижается – мол я полтора часа на вас потратил (а то что мы его слушали эти полтора часа…?).

Основная проблема в том, что заказчик изначально не хочет потрать 1-2 часа времени, чтоб обозначить, что ему надо. Самое смешное, что он готов эти 2 часа проговорить с тобой по телефону. Ну, мол, я тут тебе накидал, а ты все структурируй и опиши. В итоге, тратится намного больше времени и на этапе согласования и в процессе реализации.

Подведя итог, хочу еще раз сказать, что переоценить хорошее ТЗ – крайне сложно. И в целом, на словах, все с этим согласны. Но по факту, заказчик за 3-5 минут накидает что-то на салфетке и присылает фотографию в вайбер. А потом удивляется, почему вместо товара он получает оригами. Техническое задание – это не отмазка подрядчика. Это документ, в котором описано, что вы получаете в итоге, и по нему нужно будет сверять итоговый результат при приеме работ. Он намного упростит все этапы работы. Плохое ТЗ — получаем соответственный результат.

И да, при реализации сложных задач подготовка ТЗ может занимать до 20% времени выполнения задачи и за него могут брать отдельные деньги.


25 мая 2021