Отечественная социальная реклама. Обнять и плакать

Тема социальной рекламы – наверное, самая неоднозначная… Рекламу в целом трудно оценить, но можно хотя бы спустя длительное время, хоть примерно рассчитать ее эффективность (по продажам, известности ТМ и т.д.) У социальной же рекламы совсем другие цели, часто – эфемерные. Ну и главное, никто это считать не будет. Поэтому, я выскажу свое сугубо личное мнение по этому вопросу на примерах и комментариях специалистов, и попытаюсь разложить по полочкам.

А зацепила меня эта тема в киевском метро. К сожалению, я не смог ее сфоткать, т.к. во-первых она на лайтбоксах, которые светятся изнутри, и все фотографии засвеченные, во-вторых, эскалатор слишком быстро движется, чтоб как-то пристроиться. Но, уверен, многие ее видели. Суть в том, что там всякие несчастные и умирающие дети, призывающие помочь: кому на операцию, кому на лекарства, кому на жизнь…
Я считаю, что такая стратегия рекламы – КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕУДАЧНАЯ!
И сейчас попытаюсь объяснить, почему.
 
Никогда не замечали, что как люди проходят мимо бездомных детей, или инвалидов, или просто бомжей? Делают вид, что заняты, о чем-то думают, говорят по телефону или просто отворачиваются. И даже, если дают денег, делают это довольно брезгливо.. брезгливо прикоснутся к ним не физически… душевно…
Люди НЕ ХОТЯТ осознавать эти проблемы. Да, мы знаем что эти проблемы есть. Но каждый спрашивает себя – ПОЧЕМУ Я должен их решать? Пусть решает государство, или какой-то меценат, или миллионер, который наворовал денег… Скажете не так?
Вот тот же и с социальной рекламой. Она должна привлечь внимание к проблеме, побудить нас действовать, пускай и не сразу… Т.е. хотя бы посадить семя беспокойство по поводу этой проблемы.
В данном же случае, люди, видя несчастных детей на рекламных плакатах – просто отворачиваются и не замечают их, так же, как и живых людей. Я даже видел, как в углу лежал мертвый бомж, а люди так же спокойно проходили мимо, просто отворачиваясь (ну а что еще делать?).
С другой стороны, есть весьма удачные примеры нашей отечественной социальной рекламы. По-моему, компания «кохаймося», была очень хорошей:

социальная реклама Кохаймось

Она положительно настроена, и кроме того – вызвала большой резонанс. С нее начали делать много пародий, использовать в других рекламах, а слогон «КОХАЙМОСЬ» (если честно, даже не знаю как более правильно перевести на русский… есть любовь, есть кохання – это что-то более нежное, как по мне…ну типа любите друг друга нежно, что ли), так вот, это слово стало очень популярно, и его все сейчас знают (хотя думаю, до этого вообще не употребляли).
 
А вот другой, пример. Социальная реклама, которая наделала МАССУ ШУМА! Более того, до сих пор неясно, хорошо или плохо. Итак, скандальная реклама: «Мама, чому я урод», с вариацией, «Мама, чому я помер» (реклама против наркоманов).

социальная реклама Мамо, чому я помер

Негатива была масса. Даже писали, что одна женщина, у которой больной ребенок, увидев рекламу сошла с ума (думаю, что приукрашено, или у нее уже были склонности, хотя… кто знает). Но в любом случае, я думаю, что все же, направление этой рекламы ПРАВИЛЬНОЕ!
Помню, когда я первый раз попал на ночь пожирателей рекламы, в далеком 2003 году, там было очень много социалки, примерно 40%. И она была настолько шокирующей, что у меня мурашки по коже бегали (у нас тогда вообще реклама была на уровне Доси).
 
Суть социальной рекламы – не оставить положительное мнение, а привлечь внимание к проблеме, если хотите, «растормошить», разбудить нас…
А так – ну да, мы знаем, что наркоманом быть плохо. Мы осуждаем это дело.. И все равно 80% как минимум пробовало это дело (хотя бы травку или ЛСД). Разве это дело?
Негатив рекламы должен быть перенаправлен на ВСЕХ наркоманов…
 
Возможно, наш народ еще просто не дошел до такого уровня. Хотя, все же, учится и просвещать людей надо. Социальная реклама показывает уровень развития отросли, а так же внимания различных организаций к той или иной проблеме…


29 апреля 2010