Давид и Голиаф: Как аутсайдеры побеждают фаворитов

В этой статье я хочу рассказать о новой книге известного журналиста из The New Yorker и автора многих бестселлеров, Малкольма Гладуэлла «Давид и Голиаф: Как аутсайдеры побеждают фаворитов» (Underdogs, Misfits, and the Art of Battling Giants, что дословно звучит как «Аутсайдеры, неудачники и искусство борьбы с гигантами»).

Давид и Голиаф книга

Кто не знает эту историю о том, как маленький, слабый и никому неизвестный пастух Давид, «неожиданно» победил великого и грозного воина Голиафа? Однако автор использует научный подход и доказывает, что иного исхода и ожидать было трудно. Во-первых, они относятся к совершенно разным типам войскам (медленный, тяжелый и крупный пехотинец против легкого война дальнего боя). Во-вторых, сам Голиаф был болен акромегалией, что объясняет его огромный рост с одной стороны и плохое зрение, неповоротливость с другой. Ну и в-третьих, прямолинейность, чрезмерная самоуверенность и подчинение определенным (жестким) правилам боя одного и игнорирование этих правил другим.

Итак, в своей новой книге Малкольм Гладуэлл рассказывает о том, что зачастую сильные стороны не являются таковыми. Не менее часто преимущества превращаются в недостатки и самые уязвимые места. В качестве примера приводится довольно много историй, как всегда довольно шумных, известных (что свойственно журналистам) и со статистическими выкладками. Рассмотрим некоторые из них.
Например, многие учебные заведения среди основных своих преимуществ указывают очень маленькие классы. Вроде бы очевидно: чем меньше детей, тем больше внимания учитель может уделить каждому учащемуся, дать возможность каждому выступить и вообще, проявить себя. Однако проведенные исследования показывают, что средняя успеваемость очень слабо связана с размером класса. Дело в том, что в небольших классах становится сложно проводить «групповые задания». Кроме того, 1-2 сильные личности практически полностью подавляют остальных (что в больших классах так не проявляется, т.к. рассеивается между большим количеством учеников).
Другой пример – в какой семье больше шансов воспитать хорошего ребенка: в богатой или бедной? Безусловно, в богатой: тут тебе и хорошее образование, и возможность самореализации. Но если посмотреть список самых успешных людей, то практически все они выходцы «с низов». Трудности в детстве (потеря кого-то из родителей, бедность, тяжелая болезнь) сделала их более сильными, выносливыми, с нестандартным подходом и умением использовать то, что есть, а не ждать самых благоприятных условий.
И таких примеров достаточно много (в бизнесе, спорте, учебе…).
Дело в том, что практически все процессы имеют график перевернутой U-образной дуги (в экономике есть такой термин «Убывающая предельная полезность»). Вот как оно выглядит на примере воспитания:

Убывающая U-образная кривая

Как видно по графику, в очень бедной семье довольно трудно воспитывать детей. И чем выше ваше благосостояние – тем эта задача становиться легче. Однако наступает такой момент (на уровне примерно 75 тыс у.е. в год на семью), когда сказывается обратный эффект: дети становятся разбалованы, не знают слова «нет». Т.е. когда ребенок в бедной семье говорит: я хочу новый велосипед, родители могут сказать ему – мы не можем себе этого позволить. Или – купим к рождеству. Если же вы достаточно обеспечены – то такая отговорка уже не пройдет. Вам надо или «придумывать» несуществующую причину, или попросту отказывать без причин, что, безусловно сильно расстроит ребенка (почему нет? Причины для отказа нет ведь!).
Аналогично и с размером класса. Конечно, если сравнить эффективность класса, где учится 40 школьников и 25, то второй вариант, конечно, лучше. Но если сравнить класс из 18 человек и, скажем, 9 – то тут уж предпочтение будет отдано 18.
Кстати, что замечательно, Малкольм пишет не о каких-то абстрактных вещах, а довольно реальных проблемах, с которыми каждый сталкивается в своей жизни. Так вот, еще одна проблема – выбора ВУЗа. Какой бы вы выбрали: средний, хороший, один из лучших или самый лучший? Безусловно, если бы у вас была возможность, вы бы не раздумывая пошли в Гарвард, например. Но если подумать – действительно ли это правильный выбор? Жуткая конкуренция, неимоверные нагрузки, подавленность, общение со сверстниками-гениями, рядом с которыми вы чувствуете себя посредственностью. Автор пишет, что многие талантливые люди были «раздавлены» самыми лучшими Университетами. Если бы они учились в просто хорошем или среднем – они в полной мере моли бы раскрыть свой потенциал и добиться более высоких успехов.
Хочу обратить внимание, что в отличии от других книг Гладуэлла, в «Давид и Галиаф» есть довольно мрачные главы просвещённые жестоким преступлениям и борьбой Мартина Лютера Кинга и его сподвижниками за права афроамериканцев.

Собака нападает на черного мальчика, М.Л. Кинг

Так, например, эта известная фотография, вызвавшая море негодования по всем Америке и лично президента Кеннеди, во многом является не тем, чем кажется на самом деле. Как и «Закон о трех преступлениях», более чем справедливый и логичный на первый взгляд при детальном изучении оказывается имеет совершенно другое действие…
Вобщем, книга захватывающие, как всегда написана простым и понятным языком, читается за 2-3 дня без напряга и заставляет о многом задуматься (а не это ли главное в любой книге?). Всем рекомендую прочитать.
Купить эту книгу можно на сайте издательства «Альпина Паблишер».
Или в Украине на Книга.Биз.Юа 


25 апреля 2014