Идея успешного проекта

Мне на почту часто присылают один и тот же вопрос – что такого должно быть в проекте, чтоб он «выстрелил»? Или на каком этапе реализации проекта можно с высокой долей вероятности определить, что он не пойдет? Вопрос действительно хороший, и достаточно сложный. Дело в том, что успех проекта складывается из огромного количества составляющих, как незначительных (типа время запуска), так и важных (наличие необходимых ресурсов).
Сегодня я хочу остановиться на одном из таких крайне важных (если не самом важном) элементе любого проекта, как его идея. В первую очередь, нужно определится, что же такое идея проекта и как она должна выглядеть. Если кратко, то это буквально 2-3 предложения о том, что делает ваш проект.

Безусловно, она должна пересекаться с целями и задачами, но это тема отдельной статьи. Пока что нужно понять саму суть идеи. В ней должно отображается ваша особенность, уникальность, чувствоваться принципиальное преимущество проекта. Особенно это критично, если у вас коммерческий проект, который должен конкурировать с другими.
Да, пожалуй, это первое, о чем нужно задуматься. Дело в том, что крупные проекты могут состоять из более мелких подпроектов, и цели у них могут быть разные. Например, он-лайн сервис Seolib – коммерческий проект, идея которого в предоставлении качественной SEO-аналитики. В то же время у него есть несколько подпроектов (сервис апдейтов, блог), которые не являются коммерческими и у каждого свои идея.

Примеры идей проектов

Чтоб было яснее, возьмем в качестве примера текущий блог. Это некоммерческий проект, его идея – практические советы по маркетингу и интернет-маркетингу. Чем он уникален? Все материалы я пишу исключительно самостоятельно, основываясь на личном практическом опыте. Никаких теорий, слухов, непроверенных гипотез. Поскольку мой опыт уникален (как любого специалиста) – и материал выходит уникальным.
С другой стороны, у меня есть поддомен usability.marketnotes.ru, который нельзя назвать полноценным проектом. Это просто landing page для получения заказов на услугу.
Возьмем другой пример – все тот же рынок поисковой аналитике, на которой мы работаем уже много лет, и поэтому я имею четкое представление об игроках. Так вот, полтора года назад на этом рынке было всего несколько участников, серьезных не больше трех. У каждого была своя идея. Например, один сервис предлагал тарифные планы (остальные с оплатой за запрос). Другой предлагал среди прочего, скриптовую версию. Seolib был и остается самым многофункциональным сервисом, с наиболее полной аналитикой, имеющей в своем распоряжении как платные так и бесплатные скрипты.
Но за последний год ситуация сильно изменилась. Из «старых» проектов, один закрылся, другой перестал развиваться и теперь не популярен. Зато появилось еще порядка 10 аналогичных сервисов. И тут уже начинаются проблемы с идентификацией каждого. Возможно, у создателей в голове и есть какая-то уникальная идея, но со стороны это выглядит так:
Идея проекта 1: сделаем как все, только цены ниже, и к нам все перейдут.
Идея проекта 2: немного изменим дизайн и расположение строк. Станет удобней, и нас все полюбят.
Идея проекта 3: возьмем от каждого по чуть-чуть. Хоть кто-то да и перейдет к нам, рынок большой.
Безусловно, такие проекты тоже имеют право на существование, но надеется стать лидером или хотя бы одним из них – достаточно наивно. Идея предлагать минимальную цену имеет право на жизнь, при условии, что вы берете этот посыл, как основной. И весь ваш бизнес строится именно на этом (как слоган – территория низких цен). Но в нашем конкретном случае, пытаться демпинговать на рынке, где есть бесплатные аналоги, довольно проблематично.
Когда появляется очередной проект, уже даже на форуме начинают шутить по этому поводу:
Обсуждение проекта
Или вот еще:
Обсуждение проекта пример 2
Хочу заметить, что оба сервиса существуют и на данный момент, хотя информации об их успехах нигде нельзя найти (хотя бы посещаемости). Даже на форуме пришлось искать в архиве.
Подводя итог ко всему вышесказанному, замечу, что проект, у которого нет четкой идеи, отличной от других проектов, имеет крайне низкие шансы на успех. И оценить эти шансы можно еще до начала основного этапа развития. Если вы не можете 2 предложениями объяснить, что будет делать сервис и почему пользователи должны зарегистрироваться именно у вас, рассчитывать на то, что он «выстрелит», увы, не приходится.


3 февраля 2015