Как написать хорошее резюме?

Трудно переоценить значение хорошего резюме, особенно в наше время, когда конкуренция на рынке труда просто зашкаливает, а специалисты легко переходит из одной отрасли в другую. Почему же так важно написать грамотное резюме? Дело в том, что у руководителя или HR-менеджера весьма ограниченные временные рамки, за которые надо найти подходящего сотрудника. Если учесть, что собеседование занимает от 30 минут до 1,5 часов, а на просмотр резюме уходит в среднем полторы-две минуты, становиться понятно, почему так важно иметь хорошее резюме. Вы можете быть фантастическим сотрудником, очаровывать и околдовывать людей, приносить миллионы для компании. Но проблема в том, что изначально этого никто не знает, и,, возможно — не узнает! Итак, как же написать такое резюме, чтоб вы сразу не попали в те 80% неудачников, до которых очередь даже не доходит?

Что такое резюме?

В первую очередь нужно понимать, что именно представляет собой резюме. По непонятной причине на рынке существую две крайности: одни считают, что достаточно указать свое имя и телефон, а так же 2-3 слова о себе (я такой весь хороший, умный и трудолюбивый, хочу много денег, берите меня срочно на работу), другие же, наоборот — расписывают на несколько листов с художественными оборотами о своей непростой жизни.

Оба варианта неправильны. Резюме — это краткая, правдивая и актуальная информация о ваших знаниях, умениях и опыте работы. Хочу обратить внимание на эти 3 аспекта, характеризующих информацию:

Краткость — вся информация должна быть тезисная, только самое необходимое. Не стоит писать, что в 1997 году я поступил в такой-то университет. Поступить было непросто, но я много учился и сделал это. Обучение проходило гладко, я часто получал стипендию и т.д. При желании, вас об этом могут спросить на собеседовании. А из резюме просто должно быть понятно, какой университет вы закончили, какую специальность получили, и если есть, отдельные заслуги. В отдельных случаях можно указать тему диплома, но только при условии, что она как-то связана потенциальной работой или проектом. Вообще, резюме должно помещаться на 1 страницу. При любых раскладах.

Правдивость — казалось бы, это очевидные вещи. Но не тут-то было. Уверен, если вы просматривали резюме, вы почти везде видели — уверенный пользователь компьютера и интернета, знание оргтехники, английский язык. На практике же, знание компьютера обычно ограничивается кнопками включения и выключения, интернет — зайти в социальные сети или почту. Про иностранные
языки вообще молчу. Не стоит писать то, чего нет. Во-первых, это очень легко проверить. Во вторых, если вдруг вас примут на работу, вам могут поручить это дело, которое вы совсем не знаете. И если основы работы с ПК и Интернетом можно довольно быстро изучить (только почему это не сделать ДО того, как писать), то вот если вам поручат провести переговоры с иностранцем, вы можете серьезно попасть. Не пишите то, чего нет.

Актуальность — еще одна не менее важная особенность — это важность информации для данной должности и ее актуальность. Ведь если вы устраиваетесь на работу бухгалтером, ваши знания в области мерчендайзинга (да еще и семи летней давности), мало заинтересуют потенциального работодателя. Об этом достаточно просто упомянуть.

Общий вид резюме может быть примерно таким:

Пример оформления резюме

Где взять образец хорошего резюме?

Так где же взять образец? все очень просто, об этом позаботились создатели офисных программ.

1. Если вы пользуетесь пакетом Microsoft Office (разумеется, купили лицензию), то там уже зашиты несколько симпатичных шаблонов резюме с разным оформлением. Для того, чтоб воспользоваться таким шаблоном, достаточно просто создать новый документ (но не через иконку на панели быстрого доступа, а именно Файл -> Создать и там уже будет выбор шаблона:

Шаблон резюме в Microsoft Office

Если у вас более старая версия офиса, выглядит все немного иначе, но принцип такой же и искать там же. Уверен, разберетесь.
Если не подошел ни один из предложенных — можете закачать любой другой шаблон с сайта офиса (ссылка есть прямо в шаблонах). Но если вам уж лень искать, вот ссылка:
https://office.microsoft.com/ru-ru/templates

2. Если вы пользуетесь бесплатными программами, типа OpenOffice, здесь шаблон резюме не зашит в систему, но можно легко его по ссылке из программы ( для ленивых: https://templates.services.openoffice.org/ru/search/node/resume ).
Кстати, вы можете воспользоваться шаблонами и для офиса, т.к. они в формате doc с сайта микрософта).

3. Можно просто поискать в Google или Яндекс образец или шаблон резюме, но это не совсем корректно. Да и привязываться к чужому не очень хорошо.

Что должно быть в резюме?

Несмотря на многообразие шаблонов и форм, содержание всегда одинаковое и должно содержать 4 основных блока:

Информация о соискателе — Фамилия, Имя и Отчество (не обязательно, но желательно) — крупными буквами, чтоб сразу можно было увидеть имя (на собеседовании обращаются по имени, но не всегда помнят его, а так один взгляд и все). Возраст, а так же дата рождения (не всем хочется высчитывать сколько вам лет, если вы родились в 86 году), контактная информация (телефон желательно мобильный, e-mail обязательно), ICQ и Skype по желанию. Еще зависит от сферы деятельности, если например IT — то можно оставлять, а если нет — то нет. Семейное положение можно указать, а можно и нет, опять же зависит от ситуации.
Так же в этом блоке желательно указать цель получения должности: например получение уникального опыта, нужна работа на неполный день, хочется развиваться и т.д. Не стоит писать, что работаете ради денег, во-первых это итак очевидно, во-вторых, это не очень приятно слышать руководителю.

Образование — школу, конечно, тут указывать не стоит, а вот ПТУ, ВУЗ — обязательно. Полное название института, факультет, специальность. Как писал уже выше, если должность связана с вашей дипломной работой, или вы проходили практику в организации, близкой по духу с той, куда направляете резюме — укажите и это. Если связи никакой нет — не стоит указывать.
Если в это время у вас были какие-то заслуги (олимпиады, конференции ) можно это упомянуть, но особо не заострять внимание.
Отдельно можно выделить пункт Дополнительное образование — это различные курсы, дополнительные знания, которые вы получили.

Опыт работы (предыдущие места работы) — пишутся в обратном хронологическом порядке, т.е. самые свежие сверху, самые старые внизу. Указать следует периоды работы, полное название организации, занимаемая должность, должностные обязанности, а так же успехи, если их можно описать (была введена новая система учета товара, показатели продаж выросли на 15%).
Если в одной организации вы занимали разные должности, писать стоит как отдельные места работы.
Можно указывать причины ухода с работы, хотя и не обязательно. Но будьте уверены, что вопрос о причинах ухода будет одним из первых.

Дополнительная информация — в этом разделе можно дописать какие-то свои личные достижения, положительные качества, характеристики. Обычно, сюда включают такие разделы: знание языков (Английский: разговорный, немецкий: базовый), навыки и умения (офисные программы, Фотошоп, основы программирования), личные достижения (например, спортивные), а так же Личные качества (усердие, быстрая обучаемость, пунктуальность…) и т.д. Еще раз напоминаю, что данные должны быть правдивые.

Разделы могут быть переставлены местами, иначе названы, но все эти пункты быть должны обязательно.
Надеюсь, что эта статья поможет вам составить хорошее резюме, после просмотра которого вас захотят пригласить на собеседование (а именно это и есть основная цель данного документа).
позже, я напишу статью, где дам полезные советы для всех соискателей работы (как отправлять резюме, как себя вести и т.д.). Думаю, это будет интересно и полезно.


14 сентября 2011