Маркетинг и общество: кто за что в ответе?

Уже довольно давно среди населения не только нашей страны бродит мнение, что маркетинг – это невыразимое зло, которое призвано потрошить кошельки простых смертных, заставляя покупать их ненужные товары, повышая цены на простые вещи за счет рекламы и производя все более и более ненужные товары.

Эволюция маркетинга в обществе.

Увы, вынужден признать, что такая концепция маркетинга действительно была… Да и сейчас иногда, некоторые компании пропагандируют подобный подход: сделаем что-то, завернем в красивую обертку, потратим деньги на рекламу – и пользователи все раскупят!

Но это не из-за злобных маркетологов, а из-за самого общества, которое до сих пор «ведется» на красивую обертку (а так же 200% годовых, беспроигрышные лотереи, вечные запчасти и т.д.). Изначально, общество только потребляло и все что производилось – легко покупалось. По сути, из-за отсутствия выбора сметалось с прилавков то, что давали (кто застал советские времена поймет. Но это было не только у нас… В той же Европе и США аналогичная ситуация, только было это намного раньше).

Затем, с развитием производства, мощности увеличились, и проблема была именно в продвижении. Конечно, реклама была попроще, идеи прямолинейнее, посылы откровеннее (полуобнаженная девушка могла продать все что угодно). Хотя, стильный образ ковбоя Мальборо тоже значительно повысил количество курящих людей в мире. Но так было раньше..

Сейчас же, с появлением все большего доступа к информации и повышенной конкуренции, основная задача маркетинга не спихнуть то что есть, а произвести то, что спихивать не придется. Именно поэтому постоянно проводятся исследования, следят за тенденциям, изучаются демографические показатели. Почему такое большое число мобильных брендов? Зачем столько операторов, да у каждого еще и масса тарифов? Именно для того, чтоб охватить как можно большее число людей. Ты редко говоришь? Вот тебе такой тариф. Ты болтаешь постоянно, но только с друзьями? Вот такой… конечно, этот принцип выполняется не всегда и не везде, но постепенно все приходят к этому.

Зачем повышать цены на товары при умелом маркетинге?

Частое обвинение маркетологов в том, что они сознательно завышают стоимость товаров. Простой обыватель, покупая, скажем, бутылку воды, возмущен, что она стоит доллар. Ведь это просто вода. Ну да, в этикетке.. В бутылке… Но себестоимость ее – всего 30%. Такая проблема есть. И, безусловно, утверждать, что компании работают просто, чтоб утолить вашу жажду не собираюсь – конечно их интересует прибыль. Но не только…

В стоимость этой одной бутылки входят многочисленные исследования, разработка источников воды, ее очистка, откладывание денег на новое оборудование, изучение рынка и т.д. И стоят за этим те самые маркетологи и менеджеры!

Возьмем, например, компанию Sony. У нее окола 30-40% всего дохода идет на разработку новых технологий. Ведь если бы этого не было, наши телевизоры былы бы размером с калькулятор, а камера весила 15-20 килограмм. Да, прибыль играет роль, но именно она и заставляет компании (и во многом маркетинговые отделы) заниматься исследованиями и двигать прогресс вперед. Не только в плане техники, но и в бытовом смысле: жидкое мыло, средства от насекомых, электрочайники, застежки на липучках, флешки… и множество других полезных мелочей – разве не облегчают нам жить каждый день? И за это надо платить…

Маркетинг заставляет покупать ненужные товары.

Самое распространенное утверждение – зашел в магазин за хлебом и молоком, потратил кучу денег, молоко купить забыл (зато принес 5 бутылок пива, пачку чипсов, мороженое, туалетную бумагу, журналы, шоколадку, стиральный порошок и еще мелочи). Ну да, есть такое в супер-маркетах. Умелый мерчендайзинг творит чудеса…
Но вина ли это маркетологов, что мы так легко уязвимы и поддаемся соблазну? 😉 С таким же успехом можно обвинять производителей машин, что они позволяют им разгонятся более 60 км/час. Это из-за них мы платим штрафы.

На самом деле уже давно известно, что ЗАСТАВИТЬ человека что-то сделать ПРОТИВ его воли ОЧЕНЬ СЛОЖНО. Даже под гипнозом люди часто сопротивляются делать что-то что они не хотят (мы не говорим там про мелкие фокусы, типа погавкать или еще что). Хотя, бывают исключения. По сути, в данном случае маркетинг выступает в роли удовлетворения ваших тайных потребностей (пошли вы в магазин за молоком, но ведь положа руку на сердце, вы хотели пива и чипсов?). И сделано это именно по исследованиям самих потребителей… Для их удобства…

Так что, думаю, обвинять в том, что вас заставили купить ненужную дорогую вещь – просто смешно…

Конечно, проблемы маркетинга и общества гораздо шире. Это и создание образов, и социальные функции, и общая реклама и другое. В этом разделе я постараюсь подымать эти непростые темы… Будем вместе думать, что тут у нас происходит 😉


14 августа 2009