Уроки спорта в бизнесе

Довольно часто проводят параллель, между бизнесом и боевыми действиями: конкурентов рассматривают как врагов, рынки – как поле боя, а успешные сделки как выигранные сражения. Во всю цитируют «Искусство войны» Сунь Цзы и другие пособия по тактике и стратегии.

Сегодня же я хочу провести немного иную аналогию и представить Вашему вниманию уроки, полученные из спорта. Некоторые принципы можно, безусловно, приравнять и к военным действиям. Но все же спорт во-первых более мирное занятие, а во-вторых, в отличие от войны, им может заниматься каждый, в любом возрасте и в любое время. Итак, приступим.

1. «Главное – участие»

Наверняка многие слышали и много раз повторяли об этом. Не знаю, кто придумал и зачем так пропагандируют этот слоган. Лично я ничего положительного в «просто участии» не вижу. Да, безусловно, бывают редкие ситуации, когда просто допуск к соревнованиям уже большое достижение (например, олимпийские игры. Участие в них уж подразумевает, что ты спортсмен высшего класса). Но это скорее исключение из правил. Главное – не участие а определенный результат: например набрать определенное количество очков, или войти в пятерку лидеров.

А если вы настроите себя на просто участие, то по идее можно и на сами соревнования уже не приходить. Участие есть (пусть и заочное). Вы когда-то слышали о фирмах, которые работал лишь бы, чтоб работать? Не получая никакого результата? Наверняка где-то такие есть. Но это нетипичная ситуация.

 

2. «Красивая игра»

Еще один псевдо-принцип. Вы когда-нибудь слышали, чтоб в Форбсе писали – как красиво они разорились? Иногда истории провалов действительно шумят (вспомним Enron). Но я уверен, что вы не хотите, чтоб вас запомнили, как главного неудачника своей отрасли. Да, все любят смотреть красивые голы, и напряженные схватки на равных. Но если любого игрока спросить, что бы он предпочел: красиво не забить гол, или некрасиво попасть в ворота, я уверен, что подавляющее большинство выберет второй вариант.

Красота, как дополнительный атрибут сделает победу еще более триумфальной. Но только при условии, что вы тот самый победитель. Аналогично и в бизнесе – вы можете показывать блестящие показатели при старте, устраивать шикарные вечеринки. Но как только ваши результаты пойдут вниз – никто о вас не вспомнит. Учтите это, и помните о результате, а не о процессе.

 

3. Важна и стратегия и тактика

Наверное, о стратегическом планировании не писал только ленивый. И тем не менее, многие пренебрегают краткосрочными стратегиями. Именно в спорте четко отработанные, заранее спланированные комбинации позволят добиться победы в матче. Если вы в своем бизнесе разрабатывается только 3-5 летние стратегии, не думая о том, как будете выплачивать зарплату сотрудникам на следующей неделе – увы, шансов воплотить эти долгосрочные планы приравниваются к нулю.

Аналогичным образом, если футболист во время отборочного матча будет планировать игру в финале, и не будет думать кому прямо сейчас следует дать пас – в финал они не попадут. Так что помните, и стратегия и тактика одинаково важны.

 

4. Командная игра

А вот этот принцип одинаково важен и в бизнесе и в спорте. Вы должны доверять своему напарнику, быть готовым подстраховать его и одинаково знать, что в случае чего – он вас поддержит. Лично я это отчетливо прочувствовал при игре в большой теннис. Много раз наблюдал (и даже сам был в подобной ситуации), когда каждый по отдельности игрок лучше, а в паре проигрывают более слабой но сложенной команде. Почему так? Несыгранная пара не знает сильные и слабые стороны друг друга, вдвоем бегут в одну сторону открывая другую, мешают друг другу и т.д.

В бизнесе все аналогично. Именно поэтому в команду нужно набирать людей с разными наклонностями и интересами – чтоб они не лезли в область деятельности своего партнера. Это более тонкая материя, чем просто доверие на уровне, что партнер тебя не кинет и не подставит. Это ситуация, когда ты можешь поручить партнеру что-то сделать, а сам заняться другим, а не контролировать и перепроверять. Представьте себе ситуацию, когда вся футбольная команда, в том числе и вратарь, бегают по полю кучкой? Увы, в бизнесе это сплошь и рядом. Без командной игры, где каждый отвечает за свой участок, успеха не добиться.

 

5. Бороться за каждое очко

Когда фирма в течение 6 месяцев несет убытки, сотрудники не получают премий да и зарплату выплачивают с задержкой, мотивация падает, люди начинают работать все хуже и хуже, настроение совершенно не располагает на высокие результаты. Точно так же, если вы проигрываете 5-0, у вас опускаются руки и дальнейшая игра не представляет смысла. И это одна из самых больших ошибок.

У меня был случай, мы проигрывали 2-5 (игра ведется до 6), и при счете 0-40 (опять же мы проигрывали) все уже думали, что через две минуты матч окончится. И знаете что? Мы выиграли 7-5. Почему? Мы не сдались, а боролись до последнего.
С другой стороны, соперник расслабился, подумал что одно-два очка не смогут переломить ход игры. В бизнесе все то же самое. Если дела у вас идут прекрасно – не думайте, что это навсегда. Ну а если и создалось впечатление, что вы непобедимы, настоятельно рекомендую прочесть Коллинза «Как гибнули великие».

 

6. Любой опыт бесценен

Независимо от того, выиграли вы или проиграли, вы получили нечто важное – опыт. Увы, большинство людей не рассматривают каждую игру с подобной позиции. Эйнштейн говорил, что безумие делать одни и те же вещи одинаково и ждать разных результатов. Но, к сожалению, очень многие делают именно так. Если ты знаешь, что у тебя плохой удар слева, и ты уже 5 раз промахнулся, зачем ты снова пытаешься повторить этот удар? Опытный игрок всегда в начале специально делает разные удары, чтоб определить сильные и слабые стороны противника. А затем, найдя слабое место, старается всегда бить именно туда.

Если вы пробовали выйти на какой-то рынок, у вас не получилось – отступите, выберите другой сегмент или измените маркетинговую стратегию. Учитесь на своих ошибках. Изучайте тактику и стратегию конкурентов.

 

7. Регулярные тренировки

Чем бы вы ни занимались, если хотите быть в форме вам обязательно нужно периодически тренироваться. И под тренировками я имею в виду сам процесс занятия, а не поход в зал, где можно поговорить со знакомыми и выпить пару фрешей. Если посмотреть на бизнес, то тут мы видим такую же картину: походы на конференции, чтоб повидать знакомых, семинары ради подарочных сертификатов, закрытые клубы, где можно выпить пару коктейлей. Увы, это не есть тренировка для вашего бизнеса.

Вам нужно совершенствоваться как самому, так и фирме в целом: обучение сотрудников, командный дух, изучение рынков и прочее. И это нужно делать не «для галочки».

 

8. Спорт – честная проверка

Что мне нравится в спортивных состязаниях – так это то, что не нужно кому-то что-то доказывать. В жизни зачастую начинают условно чем-то меряться, доказывать кто круче. Тут все проще: сошлись, сыграли, кто выиграл – тот и лучше. Иногда забавно наблюдать, как проофессионал, который второй раз в жизни ракетку в руки взял начинает поучать других как играть. Ты так крут? Докажи!

Аналогично и в бизнесе. У нас очень много «теоретиков-миллионеров», которые знают, как надо вести дела, какие санкции накладывать, как страной управлять. Умный? Макдональдс зло? Открой кафешку, развей ее до уровня хотя бы одной сотой МАКа, а потом уже говори, какие там все тупые, а ты на белом коне.

 

9. Победа любой ценой

Тут, конечно, каждый сам для себя проводит черту между доступным и запрещенным приемом. И в данном случае спорт намного ближе к бизнесу. Ведь на войне «все средства хороши». А в бизнесе всегда есть черта. Кто-то тренируется по 10 часов в сутки. Кто-то втихаря принимает допинг, а кто-то подкидывает его сопернику. Кто-то стучит в налоговую на конкурентов, а кто-то предупреждает о возможных проблемах заранее.

 

Конечно, перечень не полный и весьма субъективный. Но даже этот короткий список, думаю, поможет вам определиться со своими принципами и отметить некоторые моменты, на которые следует обратить внимание.

 

ПлохоТак себеНеплохоХорошоОтлично (Пока нет оценок)
Loading...

11 Август 2014