Структура бизнес-плана: общие и обязательные разделы бизнес-плана

Что же должно быть в этом замечательном документе? Можно найти довольно четкие требования и даже программы, которые автоматически генерируют бизнес-план по шаблонам. Я все же придерживаюсь мнения, что это более-менее свободный документ. Единственное требование – это наличие ВСЕХ ключевых моментов бизнеса.
Чаще всего бизнес-план содержит такие главы:

1. Преамбула (или введение) – краткая информация о проекте, что он из себя представляет, кто организатор, подрядчик, какая основная цель проекта, миссия. Так же в данном разделе можно дать краткий план документа с небольшими комментариями по каждому.
Иногда даются характеристики участников проекта, руководителя и учредителей.
2. Обзор рынка. Важная часть бизнес-плана, где делается анализ текущей ситуации на рынке. Описываются основные игроки, их влияние. Обязательно нужно рассмотреть динамику рынка на протяжении последних хотя бы 3-5 лет, а так же построить прогноз на ближайшее будущее. Затронуть близлежащие рынки.
3. Конкуренты. Если вы считаете, что у вас нет конкурентов, значит вы не знаете свой рынок. Эта часть является обязательной и никак ее не обойти. Конкуренты могут быть как прямыми (предлагают аналогичные товары и услуги), так и непрямыми (предлагают нечто другое, но оно вполне может заменять ваш товар). Лично я часто сталкивался с горе-предпринимателями, которые уверены, что у них нет конкурентов, потому что «у них же зеленый, а у нас желтый, это – совсем разные товары». Я, конечно, утрирую, но суть вы уловили.
Вообще, тему конкурентов, думаю раскрыть отдельно.
Так вот, в бизнес-плане обязательно нужно обозначить круг конкурентов, описать лидеров, если есть, распределение рынка по сегментам. Этот пункт должен быть логическим продолжением обзора рынка.
4. Поставщики и партнеры. Если у вас производство, очевидно, что вам необходимо сырье. Многие забывают, и не учитывают своих поставщиков и других партнеров, а ведь сбой в их работе может очень сильно сказаться и на вас. Вот почему следует детально проработать основных поставщиков, резервных, охарактеризовать стратегию взаимоотношений. Следует понимать, что себестоимость вашей продукции (а значит и окончательная цена), очень сильно зависит от стоимости сырья. И зачастую стоит выбор – выбрать где подешевле, но есть определенные риски, или работать с надежным проверенным партнером, переплачивая за стабильность.  В этой главе должно быть обязательно обоснование выбора того или иного партнера, а так же его альтернативы.
5. Товары и услуги. В этом разделе детально описывается производимая вами продукция, или же услуга. Не просто перечень, а полное описание, с техническими характеристиками, размерами, сложностями и т.д. Проводится сравнение с аналогами (пересекается с разделом Конкуренты).Товар должен быть описан настолько хорошо и подробно, чтоб любой человек, не разбирающийся в вашей сфере после прочтения понял что конкретно вы собираетесь продавать.
Еще одним моментом является Цена на ваши товары, а так же ее обоснование. Иногда этот подраздел выносят в отдельный пункт плана, но можно и оставить в этой главе.
6. Персонал. Неотъемлемой частью любой компании являются люди, которые в ней работают. Если компания небольшая (до 20 человек), то можно описать каждого человека, чем занимается, его характеристику, опыт, оплату труда. Если же это крупное предприятие, то подробно описываются только ключевые сотрудники (директор, замы, начальники отделов), а остальные группируются по какому-то признаку, например по должностям (инженеры, строители) или по отделам (бухгалтерия, производственный отдел). В виде приложение дается штатное расписание, где уже есть полный список всех сотрудников, их режим работы а так же заработная плата.
Если компания развивается или только открывается и у нее потребности в найме людей, следует указать, где именно будут подбираться люди, какие требования к ним предъявляются.
7. Производственный процесс. В этом разделе следует описать процесс создания вашего товара: какие сложности могут возникнуть, какой цикл самого производства. Сколько времени нужно на внесение изменений, в случае необходимости. Какие виды сырья используются, возможные альтернативы. Вобщем, здесь должно быть описано все важное, что есть в производственном процессе. Нет чего-то универсального, т.к. в каждом случае это свое. Если используются какие-то ноу-хау, их тоже обязательно следует тут указать, номера сертификатов, патентов и т.д.
8. Потребители. Кто покупает вашу продукцию? Кто ее потребляет? К каким внутренним чувствам следует обращаться? Следует разграничивать потребителей и покупателей (например игрушки покупают родители, и играются дети, самолеты покупают авиакомпании, а летают пассажиры). Крайне важно построить портрет среднего потребителя, сегментировав рынок. Если это B2B, то аналогично сегментировать рынок по компаниям-потребителям. Учтите, что крайне мало товаров, которые потребляют ВСЕ! Даже хлеб и лекарства можно сегментировать (хотя, классически это товары для всех без исключений. Сейчас к ним можно добавить мобильная связь  городах).
В результате мы не только получаем портрет потенциального покупателя, но и их долю в общей численности человек. Таким образом, оцениваем весь рынок, а так же рассчитываем свою долю, на которую претендуем. Отсюда легко определить ожидаемые доходы…
9. Юридические аспекты. Многие виды деятельности требуют внимательной и подробной проработки: необходимые сертификаты, разрешения, акцизы. Под какую юрисдикцию попадает вид деятельности, какие могут быть сложности и т.д. В этом разделе бизнес-плана подробно описываются все сложности и их решение. Так же указываются законы и другие нормативно-правовые акты, которые необходимы для успешного функционирования компании.
10. Маркетинг и реклама. Сперва хотел написать, что это одна из важнейших глав, но подумал, что это будет необъективно, т.к. другие разделы так же важны (потребители, конкуренты, финансы). Но все же, если в некоторых видах деятельности Юридический раздел и Производственный можно опустить, маркетинг должен быть везде. Следует обозначить маркетинговую стратегию на год, три и пять. Какие цели ставятся, какими путями их следует достигать.
Не следует забывать и о рекламе. Что, где, как рекламировать (зная нашу целевую аудиторию, это сделать несложно). Иногда, рекламу выносят в отдельный пункт бизнес-плана, особенно если компания крупная и у нее солидные бюджеты и детальная проработка. Если планируется сотрудничать с рекламным агентством – опять же, описать, почему именно с ним, что оно даст, какие критерии выбора, есть ли альтернативы.
Непременно все делается с прогнозами эффективности, объемов продаж, долями рынков и конечно же – расходов на эти мероприятия.
11. Организационный план. Если компания довольно крупная, то управлять ей совсем непросто. Именно поэтому выделяют организационный план, где схематически и описательно отображаются все взаимоотношения: между отделами, между подразделениями/филиалами, между отдельными ключевыми сотрудниками. Расписываются контрольные точки, зоны ответственности и т.п. Не должно быть никаких «белых пятен», т.е. процесса или вопроса, за который никто не отвечает (или наоборот, отвечает несколько человек с равными полномочиями).
12. Финансы. Самая непростая часть и самая любимая инвесторами. В этом разделе сводятся воедино все доходы и расходы, а так же подбивается финансовый итог. Зачастую, вместо раздела финансы делают отдельные пункты: Расходы, Доходы, Финансовый результат. Иногда это оправдано. Но сути это не меняет. По большому счету, все данные уже есть: доходы берем из маркетинга и описания потребителей, а так же цены товара; расходы – суммируем затраты на производства из производственного процесса, сырья, расходы на рекламу, заработная плата…  Другими словами это просто итог. НО. Инвесторы (или банки, например при получении кредита), смотря ТОЛЬКО этот раздел. Поэтому он должен быть максимально проработан, и ознакомившись с ним, должно быть понятно, чем занимается компания, ее обороты, доход и прибыль.
Что обязательно должно быть? Необходимые инвестиции по месяцам, точка выхода на самоокупаемость, возврат инвестиций (ROI), а так же полный возврат всех вложенных средств.
Если это какой-то инвестиционный проект, то, конечно, нужно провести сравнение альтернатив, варианты вложения в акции/облигации. Но, вообще, в финансово-инвестиционных проектах немного другой подход.
13. Возможные риски. Безрисковых операций/предприятий попросту не бывает, и к чему нужно стремится – так это их минимизации. В последней главе обычно делается SWOT-анализ компании, можно еще PEST, а можно и без названия, просто описать, что может случится и как с этим боротся. От некоторых рисков можно застраховаться, других избежать, от третьих – максимально снизить возможный негативный эффект. Но для этого, разумеется, эти риски следует изучить и классифицировать. Вообще, многие считают, что это чисто символический пункт, однако это не так. Какая-то мелочь может подорвать весь ваш бизнес (например, изменение налогового законодательства, выход нового конкурента, запрет вашей продукции, изменение ценовой политики поставщика и много чего еще). Вы должны быть готовы к подобным изменениям и иметь «запасные ходы».
Приложения. В приложениях даются таблицы, графики, технические характеристики – все то, что не вошло в основной бизнес-план, но необходимо для детального изучения (например в разделе финансы могут быть только итоговые цифры, а полные таблицы на 2-3 разворота вынесены в приложение).
Вот, примерно такая структура любого нормального бизнес-плана. Некоторых разделах при определенных условиях может не быть, или наоборот, кое-какие добавятся. Суть самого плана в том, что по нему действительно нужно работать, а незнакомый с вашей отраслью человек, например потенциальный инвестор, ознакомившись с этим документом имело более-менее полное представление о вашей бизнес- модели.
Еще хочу отметить, что бизнес-план содержит массу коммерческой информации, поэтому является секретным документам, доступ к которому имеют очень немногие. Обычно печатается в двух-трех экземплярах, каждый из которых подписывается. Одни хранится у генерального директора, другие – рабочие. Иногда, отдельный делается для учредителя.
Вот, и все, что я хотел написать о структуре бизнес-плана.


16 апреля 2010