Как контролировать работу SEO-специалиста.

Конференция: IX конференция: “Поисковая оптимизация и продвижение сайтов в Интернете”
Тема доклада: Риски поискового продвижения. Как контролировать работу специалистов по продвижению сайта.
Проходила: 10-12 ноября 2010 года в Москве.
Скачать презентацию в PP можно: здесь.
Доклад подготовил:
Кушнеров Юрий.

  1. «Коммерческая тайна» поискового продвижения.

Почти каждый владелец интернет-бизнеса, который впервые вкладывает средства в продвижение своего сайта, уверен, что уже через 2-3 месяца его сайт будет находиться в топе, в результате чего появятся тысячи посетители и десятки заказов, сайт окупит себя и начнет приносить прибыль. И это не удивительно – в рекламных предложениях и на сайтах SEO-студий, как правило, много говорится о многолетнем опыте компании, достижениях, гарантиях, положительных отзывах клиентов и т.д.,  но практически никогда не упоминается о рисках, на которые идет клиент,  инвестируя в поисковое продвижение. Обычно обещания, которые SEO-компания дает клиентам в процессе переговоров, нарушаются в половине случаев:

Обещание Как выполняется
Первые места по N количеству ключевых слов Из N слов в Топ выходит половина
Достижение результата через 2-3 месяца Результат наступает через 4-6 месяцев.
Нахождение сайта в Топ3 результатов выдачи Сайт находится на 8-10 позициях
Увеличение посещаемости в несколько раз Посещаемость повышается, но продаж нет
Постоянное нахождение сайта в топе Сайт полмесяца в топе, полмесяца в …

Проблема в том, что с целью получить клиента, компании умалчивают про обстоятельства, на которые они не в силах повлиять и которые могут сделать невозможным выполнение взятых на себя обязательств. Ни одна компания не может стопроцентно гарантировать постоянное нахождение в Топе какого-либо сайта по какому-либо запросу, так как результаты выдачи не являются ее собственностью и постоянно меняются. Сегодня сайт может находиться в первой тройке по запросу «пластиковые окна», а завтра в результате смены алгоритма поисковой системы или повышения активности конкурентов оказаться далеко за пределами первой двадцатки.

Это отнюдь не означает, что нужно отказаться от поискового продвижения. При выборе подрядчика на оптимизацию сайта, нужно обращать внимание не только на обещанный на словах результат и выгодные цены, но и на прозрачность коммерческого предложения, готовность специалистов компании объяснить спорные моменты и прописать их в договоре.

Перед тем, заключить договор и внести предоплату за продвижения своего сайта, уточните у потенциального подрядчика:

1. За что вы платите.

В договоре должно указываться, сколько и за что вы платите.

Если Вы договорились про вывод сайта в Топ по ключевым словам, в договоре должен указываться список этих слов и позиции, которые считаются достигнутым результатом (Топ 10, Топ 5, Топ 3). Уточните, предусмотрен ли договором частичный возврат средств, если сайт будет находиться в топе не все время или не по всем поисковым запросам.

Если Вы договорились о привлечении на сайт целевых посетителей, в договоре должна быть прописана стоимость одного посетителя и четкое определение, кого считать целевым посетителем, а кого – нет. Например, наврятли интернет-магазину бытовой техники в Москве нужны посетители из Белоруссии или переходы по запросу «скачать mp3 без регистрации».

Не стОит подписывать договор, в котором указывается не конкретный результат, а просто приводится список работ, выполнение которых якобы «приведет к повышению позиций и посещаемости сайта».

2 В какой форме и как регулярно Вы будете получать отчеты.

Отчеты компании должны быть регулярными, понятными и в первую очередь показывать динамику достижения конечной цели продвижения. Например, если в договоре в качестве цели указывается достижение позиций в топе по определенным ключевым словам, в отчете должны отображаться текущие позиции сайта по этим ключевым словам. Если целью продвижение являются целевые посетители – в отчете должен отображаться рост посещаемости сайта.

Желательно получать отчет не реже одного раза в неделю или чаще, еще лучше – иметь свободный доступ к ежедневной статистике сайта (по позициям или целевым переходам). Если Вы получаете отчеты редко – есть риск, что условие договора не выполняется бОльшую чать расчетного периода, и Вы платите ни за что.

Часто компании вместо отчетов по результату предлагают отчеты о проделанной работе. Если Вы желаете вникать в процесс, то такими отчетами тоже можно интересоваться, но основными все-таки должны быть отчеты по результату.

3 Какими методами будет достигаться результат.

Обычно компании неохотно рассказывают о методах продвижения, ссылаясь на коммерческую тайну. Действительно, разработка технологии продвижения сайта – это сложный процесс, требующий постоянного внимания, времени и человеческих ресурсов, поэтому компания вполне имеет право не разглашать эту информацию, и тем более, не прописывать все детали в договоре. Да и Вам, как владельцу сайта, нет необходимости вникать в формулы ранжирования и коэффициенты, влияющие на релевантности сайт. Но перед тем, как доверить свой сайт сторонней компании, Вы обязаны уточнить, планируются ли какие-либо изменения на самом сайте, которые повлияют на его внешний вид. Если такие изменения необходимы для достижения топовых результатов, то не повлияют ли они на восприятие сайта пользователями и его концепцию.

4 Какова ответственность компании в случае невыполнения обязательств.

Уточните, оплатят ли вам неустойку в случае, когда результат не достигнут (или достигнут не полностью или не вовремя). Предусмотрена ли возможность без ущерба отказаться от услуг компании, если по каким-то причинам Вас не устроит ее политика (например, компания будет настаивать на существенном изменении содержания сайта, которое по Вашему мнению, негативно скажется на посетителях и конверсии).

Уточняйте все спорные вопросы у специалистов компании до предоплаты, настаивайте на том, что б все устные договоренности были зафиксированы в договоре. Не стоит доверять свой сайт компании, которая отказываться брать на себя материальную ответственность за свою работу.

  1. Основные риски поискового продвижения. Что делать, если результат не достигнут?

Поговорим о том, какие риски подразумевает  поисковое продвижение, насколько Вы как владелец сайта можете контролировать эти риски, и что делать, если цель продвижения не достигнута.

Есть три причины, из-за которых Вы можете потерять вложенные в продвижение средства:

– наложение штрафных санкций поисковых систем за использование «черных методов» продвижения сайта – поискового спама;

- неопытность специалистов - незнание принципов работы поисковых систем, ставка на автоматические системы раскрутки, бездействие и т.д.

обстоятельства, которые не зависят от SEO-компании (смена алгоритма, некачественный хостинг, действия над сайтом со стороны клиента и т.д.).

Наложение штрафных санкций на сайт происходит в том случае, если seo-компания использует так называемые «черные методы» продвижения сайта – поисковый спам. Санкции бывают в виде бана – полного исключения сайта из поисковой базы, и в виде пессимизации, когда позиции сайта по всем запросам существенно понижаются в выдаче, но сайт при этом продолжает нормально индексироваться. Иногда использование черных методов действительно позволяет достичь высоких позиций в более короткие сроки, чем белое продвижение, но как правило, такой результат очень непродолжительный и заканчивается баном или пессимизацией. Компании, практикующие «черные методы», отлично понимают риски такого продвижения, но игнорируют из с целью получить быструю прибыль. Известно, что иногда избавляться от штрафных санкций намного сложнее, чем продвигать сайт с нуля. Поэтому такие неприятности лучше предотвратить, чем бороться с их последствиями.

Как понять, используют ли Ваши подрядчики «черные» методы продвижения? С точки зрения поисковой системы, все, что делается на сайте не для посетителей, а  для поисковых роботов, может быть воспринято как поисковый спам и стать причиной бана или пессимизации. Поэтому Вас должно насторожить, если компания, продвигающая Ваш сайт, будет настаивать на размещении на его страницах невидимого пользователю текста, внешних ссылок или других действиях, которые нельзя оправдать интересами пользователей.  Возможно, стоит отказаться от дальнейшего сотрудничества с такой компанией, пока не поздно. Иначе в результате Вы рискуете потерять не только время и деньги, но и существенно навредить сайту.

Как правило, в случае наложения на сайт клиента штрафных санкций, подрядчики отрицают свою вину, ссылаясь на то, что правила поисковых систем не содержат четких инструкций по дозволенным методам продвижения. Как бы не было обидно это признать, скорее всего, часть вложенных средств Вы уже не вернете. Оптимальный выход в такой ситуации – требовать возврата той части средств, что полагается по договору, и искать других, более добросовестных специалистов, которые помогут «вылечить» сайт от санкций и все-так достичь желаемого результата.

К счастью, сегодня компаний, которые используют поисковый спам, не так уж много, и риск отдать сайт в руки такой компании намного меньше, чем вероятность напороться на компанию, которой просто не хватит опыта, что б выполнить свои обязательства. Многие так называемые SEO-студии, которые предлагают свои услуги, состоят всего из 2-3 человек, каждый из которых пытается выполнять обязанности сразу нескольких разноплановых специалистов (например, дизайнера, программиста и seo-специалиста). Как правило, компания берет на продвижение на порядок больше сайтов, чем способна обслужить, в надежде на то, что некоторые из них так или иначе всеравно попадут в топ, а остаток от возврата средств остальным сайтам все-равно покроет расходы на продвижение. Понятно, что надежность такой компании оставляет желать лучшего. Снизить риски такого сотрудничества можно, прописав в договоре четкие сроки достижения результата и возврат средств при невыполнении обязательств.

Даже если Вам повезет найти опытного и надежного подрядчика, это всеравно полностью не исключает риски поискового продвижение, так как есть обстоятельства, не зависящие ни от одной от компании. Одно из таких обстоятельств – постоянно меняющиеся алгоритмы ранжирования поисковых систем. В результате смены формулы ранжирования сайт может потерять все достигнутые позиции, и придется начинать все с нуля.

Что б быть уверенным, что в результате смены алгоритма Ваши вложения не пропадут зря, поинтересуйтесь, как регламентируется в договоре такая ситуация. Вполне приемлемы условия, которых при смене алгоритма предусматривают увеличение сроков продвижения. Если же в договоре в таких ситуациях намекается на вероятность дополнительных вложений с Вашей стороны или, хуже того, на отказ подрядчика от взятых на себя обязательств – советуем поискать другую компанию.

  1. Контроль работы специалиста по продвижению – что и как можно контролировать.

Официальный контроль работ специалистов по продвижению подразумевает получение регулярных отчетов о проделанной работе и утверждение Вами всех изменений, которые касаются работоспособности и содержания сайта. Кроме этого, никто не запрещает Вам осуществлять независимый контроль за динамикой продвижения сайта – самостоятельно следить за ростом позиций, увеличением посещаемости, отслеживать возможные ошибки индексации и так далее. Существует множество инструментов, которые помогут Вам в этом.

Итак, что можно и нужно проверять самостоятельно.

1. Ключевые слова, по которым предлагается продвигать Ваш сайт.

Убедитесь, что ключевые слова, предложенные компанией для продвижения сайт, действительно используются пользователями поисковых систем (wordstat.yandex.ru – по1 слову, seolib.ru – по списку слов в нескольких регионах Яндекса.)

 

2. Позиции сайта. Как уже говорилось, многие SEO-компании предоставляют отчет по позициям несколько раз в месяц, а позиции могут меняться несколько раз в неделю. Если окажется, что большую часть расчетного периода сайт не находился в топе, доказать это с помощью еженедельных отчетов будет сложно. Поэтому советуем самостоятельно отслеживать позиции Вашего сайта, и лучше делать это ежедневно и в автоматическом режиме.

– seolib.ru

– seorate.ru

3. Рост посещаемости и поведение посетителей на сайте. Если позиции сайта уверенно растут, но посещаемость при этом остается на прежнем уровне – вероятно, вас продвигают по ключевыми словам, по которым никто не ищут.

Если же растут и позиции, и посещаемость, но не увеличивается число заказов с сайта – значит, посетители, которые приходят на сайт в результате продвижения, не являются целевыми.

Следить за количеством и поведением пользователей на сайте можно с помощью бесплатных систем аналитики – LiveInternet (самый простой), Яндекс.Метрика (для продвинутых пользователей), GA (для профессионалов).

 

4. Ссылки на Ваш сайт.

Добавьте сайт в Яндекс.Вебмастер и время от времени проверяйте, меняется ли количество внешних ссылок на Ваш сайт. Если количество ссылок растет, значит, работы ведутся. Также проверяйте, какие сайты на Вас ссылаются. Если есть ссылки с порноресуросов, варезников и других сайтов низкого качества – это свидетельствует о ненадежности компании.

 

Добавление сайта в Яндекс.Вебмастер и Панель инструментов Google также подскажет Вам, какие ошибки на сайте возможно упущены Вашим оптимизатором.

Если некоторые обстоятельства склоняют Вас к мысли, что компания, которая продвигает Ваш сайт, действует непрофессионально, можно заказать аудит у сторонних специалистов. Но и тут есть определенный риск, что компания-аудитор с целью переманить Вас к себе намеренно представит текущее состояние сайта в темном цвете.

22 Ноябрь 2010