Все публикации о маркетинге Как связаться с Кушнеровым Юрием Услуги по анализу Usability сайта Интересные ресурсы

Чем отличается маркетинг и реклама друг от друга

Периодически заглядываю в Google Analytic. Пока что радоваться нечему, но что интересно – за последнюю неделю 12 человек заходило из поиска по фразе «Разница понятий Реклама и Маркетинг». Достаточно странное сочетание, но, раз люди ищут, надо им помочь. Ни один из них не просмотрел больше одной странице, наверное не нашли.
Поэтому решил расписать, насколько я это вижу, подробно.

Для начала определения (вольное изложение):
Реклама – это оплаченное распространение определенной информации конкретного субъекта, направленная на других, как правило не идентифицированных субъектов с определенной целью. Цель рекламы может быть любая (проинформировать, склонить, побудить…).
Маркетинг – это управление (влияние) на всю цепочку передвижения товара от конвейера до потребления (создание, продвижение, продажа, послепродажное обслуживание).

Таким образом получаем, что реклама – более узкое понятие, чем маркетинг.
Маркетинг занимается проблемами:
– товара (его характеристики, качества, упаковка…);
– цены (принцип ценообразования, оптимальная цена по сравнению с конкурентом, ценовая дискриминация…);
– места продаж (как товар будет попадать к потребителю: через супермаркеты, доставкой по почте, фирменные магазины, комвояжеры…);
продвижение товара (и вот тут вот, среди прочего и получается РЕКЛАМА. Так же есть стимулирование сбыта, личные продажи, PR…).

Т.е. если идти снизу вверх, получаем, что реклама- это составляющая продвижения, а продвижение – составляющая рекламы.

Если рассмотреть все составляющие маркетинга, то можно понять, почему их «склеивают».
Итак, ТОВАР. Маркетологов не пускают к процессу производства (да они и не очень стремятся). Ну, станки, шум, гам, рабочие… будем продавать, то что ОНИ ТАМ произведут. Что самое интересное – по сути так и есть. Редко когда в процессе производства вклиниваются специалисты по маркетингу. Если же рассматривать, например, упаковку – то ее как раз и относят к рекламе (ведь ее НАРИСОВАТЬ надо). Хотя это все так же характеристика товара и должна планироваться еще до выпуска продукции (во что-то же заворачивать надо).

Если мы говорим про ЦЕНУ, то тут ситуация такая. Если конкуренция большая (рынок совершенной конкуренции), то большинство фирм принимают рыночную цену, как заданную. Если же монополист или олигополия – цена определяется «чутьем руководства», по принципу – мой товар, по чем захочу по столько и продам (редко кто учитывает кривые спроса и предложения). Да и в случае конкурентного рынка всегда есть возможность дифференцироваться от массы (поднять цену и назвать себя Премиум классом, или наоборот – уцененный товар). Но, увы, в наших реалиях маркетологи – последние кто влияют на цену (после директора, бухгалтера, экономиста, сейлса…).

МЕСТА ПРОДАЖ обычно изучаются логистами (которые как правило чаще относят к экономистам). И опять же, кроме мерчендайзинга (что у нас как бы само собой разумеется, товар должен стоять лицом…а уже более глубоко мало кто копает), так вот – кроме мерчендайзинга изучают рекламу конкурентов и вообще размещение в супермаркете или простом магазине. Поэтому частично это тоже является рекламой. Промо-акция в магазине опять же относят к рекламе…

И наконец, ПРОДВИЖЕНИЕ. Эту функцию маркетинга вообще напрямую связывают с рекламой. А ведь это все разное. Например, стимулирование сбыта: купоны, скидки, подарки… это совсем НЕ РЕКЛАМА (напомню, что реклама – это просто передача ИНФОРМАЦИИ). Тут есть такой момент – саму акцию нужно тоже рекламировать. Вот и получается что акция – как бы реклама, хотя на самом деле получается что реклама доносит информацию про акцию, а акция уже стимулирует нас купить товар. Вот такая сложная система ;)
Еще хочу отделить остановиться на рекламе и PR. Точнее даже не их отличие (это вроде как понятно), а конкретно рекламную статью от PR-статьи. Главные отличия: реклама ВСЕГДА оплачивается. PR чаще всего НЕ оплачивается. Более того, я много раз слышал от руководителей, которые говорили что мы увольняем менеджеров, если узнаем что они заплатили за размещение такой статьи. Кроме того, реклама ВСЕГДА чья-то. Т.е. в ней в явном виде есть заказчик. В PR-статье же, может вообще описываться ситуация. Т.е. двойной ход. Например, пишется одна «ругательная статья» о загрязнении воздуха (о застройке склонов у моря). Просто как плохо, никто не называется. Т.е. создается негатив вокруг чего-то. А затем, вообще в другом источнике пишется нейтральная статья например о деятельности какой-то фирмы. И там, между прочим говориться, что она – за чистый воздух. И получается, что эта фирма автоматически попадает под «хорошие», усиливая ее восприятие «плохим».
В результате и получаем, что вычитая из маркетинга различные части, а кое-что наоборот, склеивая с рекламой, может создаться впечатление, что это одно и тоже. А это – далеко не так.
Надеюсь, достаточно понятно расписал…




Понравилась статья? Подпишись на новые по E-mail

  • Pingback: Promonika()

  • Guest

    ой, ошибся годом =)

  • http://www.facebook.com/people/Vladimir-Panasenko/100000832458859 Vladimir Panasenko

    то что СМИ сами приехали – это Вам небольшой минус – их Звать туда нужно :)  чтоб было не только фото футболки со смазанным логотипом, а большая фотография довольного коллектива в футболках на фоне машинки…

    и бесплатно ли??
    футболочки сделай, машинки поклей, согласование на высадку деревьев получи, прессу пригласи (по нормальной базе денек уйдет на прозвоны)

    для того, чтоб о тебе еще и хорошо написали – показали: устрой “банкет для участников и гостей”, пусть небольшой, по 10-15баксов на человека…

    и будет тебе ПиАр – статья… а не просто удовольствие для души – поработать на благо города и обозначить компанию перед двумя-тремя сотнями гуляющих в парке…

  • Анонимно

    Как это пиар не оплачивается? Пиар всегда намного дороже, нежели реклама!!! Если мы о пиаре, конечно, говорим. В чем отличие в принципе пиара от маркетинга? Или это его составляющая?

    • Кушнеров Юрий

      Наверное, вы не так поняли. Я имел в виду именно PR-статьи, а не сам PR, Например, мы проводим какое-то мероприятие: вышли все в весенний день и перекапали все деревья в парке. Делали все это в фирменных футболках, рядом стояли машины с логотипами. Просто событие. А уже СМИ сами приехали, и начали брать интервью, писать о событии… Может о нас и не слова.. но просто фото, где мы в футболке или в таком плане…
      И получаем, что событие платное… А ее освещение – бесплатное… Это имел в виду…

  • Oleg

    Очень помогло по экономической теории.

  • Лена

    Спасибо! как раз о таком изложении и мечтала)))

  • Александр

    Отлично!

  • Аноним

    Очень интересно написано!

Отправьте свой сайт нам на анализ и получите несколько советов по юзабилити бесплатно!
  1. (обязательно)
  2. (корректный e-mail)
  3. Captcha