Что именно меня заинтересовало в маркетинге? Небольшая история о том, как я стал маркетологом.

В этом разделе я буду публиковать общие статьи по маркетингу. Здесь вы найдете заметки о том, что же такое маркетинг, какими знаниями и навыками должен обладать маркетолог, чтоб заниматься этим, совсем не простым делом. А так же другие, не менее интересные темы.

Но в этом первом посте, я бы хотел рассказать, каким именно извилистым путем я стал на дорогу знаний славной «науки о рынке», или говоря проще – маркетинга.
Итак, впервые я столкнулся этим понятием в далеком 1998 году, будучи на втором курсе нашего ОНУ им. Мечникова (Одесского Национального Университета, только тогда он еще был ОГУ – государственный). Поскольку я учился на кафедре менеджмента, маркетинг был неотъемлемой частью наших курсов. Однако, мне откровенно не нравился преподаватель, который у нас вел: зачастую вся лекция сводилась к диктовке из книги Котлера «Основы Маркетинга». Я купил эту книгу (второе издание. Сейчас уже, кажется, девятое, раз в 5 больше, хотя там тоже самое), и прочитал ее за неделю. Не скажу, что очень понравилось, но читается очень легко и все понятно. Стоит ли говорить, что я не посетил более ни одной лекции по маркетингу? (хотя, правды ради стоит добавить, что решающим фактором сыграло расписание. Ходить на первую пару я никак не собирался ради этого занудства). Однако, я посещал все семинары, и активно спорил с этим самым преподавателем. Представьте мое изумление, когда я единственный с потока получил автомат по Маркетингу?

Но, так сказать – отчитался и забыл. В памяти особо ничего не осталось, т.к. даже к экзамену не готовился. И вот, на 4 курсе у нас появляются спецкурсы: теория и практика рекламы, маркетинговые исследования и т.п. (кстати, оба эти курса я потом вел в паре с тем же преподавателем, который преподавал и у меня. И его тоже зовут Юрой. Приятно). Так вот, я столкнулся с книгой «Маркетинговые Войны» Джека Траута, и был поражен ее простотой, доступностью и практичностью. Насколько он все правильно рассказывает и на примерах известных брендов демонстрирует свои выводы. Затем было «Позиционирование», «22 закона бренда», «Большие бренды – большие проблемы» и т.д. Пришлось перечитать опять Котлера, на сей раз более вдумчиво и с бОльшим интересом. Все разложилось по полочкам. Практически весь быт, теория выбора, поведение потребителей, мерчендайзинг… А заинтересовало меня это именно тем, что все это – не какая-то абстрактна наука, не что-то, на больших числах.. а вот – все вокруг нас… магазины и супермаркеты, фирмы и корпорации… они повсюду… и все это – РАБОТАЕТ…

Последней каплей стало то, что я случайно попал на «Ночь пожирателей рекламы», которая только-только начала проводиться в Украине. Я был просто потрясен. Конечно, до этого я видел пару раз хорошие ролики по ЕвроСпорту и так, приносили на кассетах Каннских Львов.. Но в таком масштабе…такого количества… и такого качества… Я и представить не мог, что реклама может быть интересной! Тогда я и решил, что буду связан с рекламой, но как? Существовало мнение, что рекламщики, это настолько креативные люди, что ни день то напиваются, укуриваются и рожают гениальные идеи… А то, как их освещали у нас… Плюс Пилевин постарался – его «Поколение П» — просто чудо для рекламистов. Ну, или 99 франков взять…
Задача стояла непростая – рисую я плохо, заголовки и слоганы не придумываю, пить/курить не могу… Как же «примазаться» к этой элите? Вот тут и появляется сфера маркетинга, которая, хоть и связана с рекламой напрямую, все же имеет иные цели и инструменты. Я всегда любил строить графики, делать таблицы, искать зависимости… Когда одно зависит от другого – все просто и понятно.. Когда прослеживается четкая тенденция – сразу как-то проще жить, мир становиться более предсказуем, а значит – понятен (и удобен, возможно. До определенного уровня).
Сразу после поступления в аспирантуру, неожиданно подвернулась работа. В Одессе открывалось новое Агентство Недвижимости «Президент».Изначально планировалось, что я там буду старшим помощником младшего менеджера заместителя рекламщика. Ну или что-то в этом роде, проще говоря – мальчиком на побегушках, которого надо просто пристроить. Но, через неделю, по непонятной причине, весь рекламный отдел  (из трех человек, не считая меня), уволили, а меня сделали, как сказали «ВСЕМ». Есть несколько вариантов такого объяснения… Возможно, был конфликт из-за денег. Возможно, была личная неприязнь. Может, кто-то проворовался (в рекламе очень много воруют, до 50% доходит…). Официальная версия была – старые рекламщики (до этого они работали в другой компании, от которой наше агентство и откололось), так вот, они предложили всю ту же рекламу, что и была в предыдущем агентстве. Учредителям это не понравилось, т.к. они хотели сделать «все по-новому». Им понравились мои взгляды, начитанность, научный подход ну и т.д. Хотя, думаю, все же это была самой меньшей доли веса. Больше все же сыграли деньги. Но сейчас это уже не важно. Так я нажил себе первых «профессиональных» врагов.
Что касается самой работы – скажу честно – ее было ОЧЕНЬ МНОГО, и часто довольно тяжелой. Но она была интересной. Интересной по-настоящему.. Первые полтора года особенно. Сам рынок только-только формировался. А открывать новое всегда приятно. Это сейчас, когда кредиты уже СНОВА начинают вроде бы выдавать, кажется, что это было всегда.. А тогда, получить кредит – это было нонсенс. Да и если банки их выдавали, люди шугались, мол, вы что, кредит – никогда в жизни… А сейчас, кажется, окола 80% всех сделок в кредит. Ну так вот, бюджеты были довольно сильно урезаны, сроки сжаты, и поэтому основной упор мы делали именно на маркетинг. Агентство довольно быстро выбилось в лидеры (не 1 место, но в пятерку входили, при том, что в Одессе было порядка 120 агентств. Уверен,  т.к. лично проводил исследование, и знаю, что там не было вранья). А если сравнивать бюджеты на рекламу, это почти чудо, что мы добились таких результатов.
Самое главное, что я почерпнул из этой работы – так это то, что реклама и маркетинг – не просто красивые слова и статья в расходах. Это действительно мощный инструмент в конкурентной борьбе…
Один простой пример. Как-то я писал квартальный отчет о работе агентства. Кстати, тут тоже был казус. По должности, мне не полагалось иметь такой информации, но кроме меня его толком никто сделать не мог.  В итоге было принято решения, что я напишу только в двух экземплярах (учредителям и генеральному), а для себя не буду. Разумеется, я оставил себе копию. Мало ли что? Так вот, деля отчет и опираясь на данные прошлых годов, я построил предположительный прогноз по количеству сделок и доходам агентства на год вперед. Все говорили, что это глупости. Ведь это работа с людьми, и она всегда непредсказуема, и никаких прогнозов тут делать нельзя…
В итоге, мой прогноз оказался верным в пределах 15%. Учредители были довольны, директора остались при своем (стихийный рынок, прогнозов делать нельзя). Тут нужно еще учитывать и психологическое давление. Мне тогда было 22-23 года. А директора все взрослые люди, за 40, с многолетним опытом работы в этой сфере, со многими знаком лично. И представляете их отношение, когда приходиться им что-то объяснять, их ошибки, ругать..? Аналогично было и с исследованиями и выводами. Говорили – все это глупости, никому не надо… Так я и пришел к выводу, что маркетинг в умелых руках и светлых головах может творить чудеса, даже при очень ограниченных бюджетах. И не нужно обращать внимание не то, что говорят тебе «старшие».
Параллельно с работой в агентстве, я учился в аспирантуре и развивал свой небольшой бизнес в сети  — CLX.RU (о нем отдельно позже). Ложился спать поздно, вставал рано, ел редко. 🙂 Тогда и подорвал желудок в основном, думаю. Но все равно это было интересно, хотя и на износ. И, конечно же, много (ну мне так кажется) читал… Читал по маркетингу, по рекламе, по брендингу, по потребителям, по Интернету…
Да, еще хочу заметить, что платили очень мало. Начал я со 100 у.е. в месяц. Затем, в течении полугода повышали зарплату примерно по 50 в месяц и остановились на 300 у.е. Вобщем, по тем временам, средняя зарплата. Хотя, я думаю, что маркетолог должен был получать и больше, но все же благодарность была… Меня любили и уважали, я чувствовал себя важным.
Затем, меня перевели в статус заместителя директора, и зарплата перешла на качественно другой уровень. Так уж у нас водится, что руководство получает значительно больше, чем рядовые сотрудники, независимо от объема работы. Одно радовало – я занимался все равно тем же, объем работы не менялся, несмотря на перемену должностей. Разве что, допуск к информации расширялся. В конечном итоге, у меня была абсолютно вся информация по агентству, по всем филиалам, и даже, при желании можно было получить по каждому из 400 сотрудников. Кроме того, пожалуй, я единственный, который общался со всеми «отделами» — директорами, генеральным, учредителями и бухгалтерией. Общался, имеется в виду – обмен информации. Как официальной, так и нет (стоит ли говорить, что и с конкурентами тоже общался. А уж какой кладезь знаний представляют собой секретари и офис-менеджеры…. Это просто секретные материалы).
И это, я считаю, в работе каждого маркетолога должно быть главным – живое общение с разными уровнями в компании для получения как можно большей информации. Я считаю, что маркетинг – это не то, что обдумывают гуру, сидя в башне из слоновой кости. Нужно всегда быть в курсе как можно больших событий. В бухгалтерии узнал о финансовом состоянии. У учредителей про движения «наверху» (новые законы, веения, слухи….). В филиалах узнать о текущих трудностях, о том, какой нынче клиент. У партнерах, о смежных услугах и интересах (для нас самыми близкими были банки и страховые компании).  Ну и т.д. Конечно, хранить такое количество информации в голове весьма проблематично… Для этого и пишутся планы… а с учетом новой информации – они корректируются…
Однако, после двух лет, агентство стало довольно крупным и стабильным. И — остановилось… Всех все устраивало, руководство решило, что нужно поддерживать что есть.. Новые идеи все меньше и меньше воплощались в жизнь… Работа превращалась в рутину, и маркетинг как таковой отходил на задний план. Таким образом, отработав 4 года, я сильно заскучал и уволился, полностью занялся clx.ru. Отпускать меня не хотели, говорили что могу вернуться в любой момент. АН «Президент» и сейчас довольно неплохо чувствует себя на рынке, хотя исследований никаких не проводит. Сейчас они являются клиентами нашего рекламного агентства, у нас теплые отношения…

Что же я хотел сказать всем этим сумбурным хвастовством? Выводы оформлю в виде тезисов:
— маркетологу нужны научные знания из этой и смежных областей;
— даже с небольшим бюджетом компания может добиться успеха с сильным маркетинговым отделом;
маркетолог не должен никого слушать и действовать согласно своему видению и плану, т.к. у него значительно больше информации о ситуации, и научные знания;
— ты можешь быть кем угодно (друг, брат, кум, сват), но на работе вы сотрудники, работающие на благо компании в целом. Если надо покритиковать – это нужно делать;
— нужно собирать как можно больше всевозможной информации, а затем собирать общую картину, как паззл по кусочкам;
— не стоит обещать то, чего вы не можете реально сделать;
— в маркетинге нет слова невозможно! Есть только недостаточно ресурсов!
Ну вот, пожалуй, вкратце и все, о том, как я стал называться маркетологом 😉


9 июня 2009