Почему политическая реклама настолько ужасна?
Довольно долго игнорировал этот факт, но в итоге все-таки решил черкануть пару слов по этому поводу, раз уж это мой блог, где я пишу что думаю. Итак, как любят говорить, вопрос на миллион: почему у нас такая ужасная политическая реклама? Причем, ужасно все – и задумка, и стратегия реализации, и креатив… Нет креативщиков? Неправда, есть. Коммерческая и социальная реклама попадается очень хорошая (хотя и нечасто, но попадается же!).
Значит, дело в другом. Дело в подходе. Потому что руководят этими процессами политики, а не маркетологи.
Ну вот, например. Ну что за бред? Все же знают, что самое главное в политической рекламе – это спокойствие. Самое страшное что может быть для народа – это война. И многие рекламные кампании строились именно вокруг обыгрывания вопроса войны. И что же мы видим на этой рекламе? Воинствующего славянина (больше похожего на белоруса, чем на украинца), призывающего взяться за вилы. Вспоминаем восстания Пугачева. Читали про такого? Знаете, что его четвертовали вообще-то? Я уже молчу про каламбур про возврат средств банку.
Ну да ладно, все равно за него никто не проголосует, и он это знает. Это так, чтоб была видимость демократии (типа чем больше партий, тем более мы демократичные. Непонятно, только, почему в самых демократических странах всего 2-3 партии.
Мне кажется, что самая главная проблема в украинской политики – это отсутствие четкой стратегии и последовательности. Сами посудите, ведь 95% всей рекламы и всех эфиров посвящено тому, что одна партия ругает другую. А теперь представляем ситуацию, что бац – и вся опозиция исчезает. Вот нет ни белых, ни оранжевых, никаких. На чем же тогда строить рекламу? И вообще, как дальше жить? Некого же обвинить в падении ВВП, отрицательном сальдо и воровстве всех резервов.
Вот, например, в России:
Все ясно? Будущее за ними – без вариантов. Делай что хочешь, но шансов нет. Вспоминается Жиглов – Будет сидеть! Я сказал!
Тут у оппонента единственная верная стратегия:
Все четко. Голосуйте за меня, потому что я – не они. И больше ничего не надо. Никакой тебе экономики, стратегии, внешней политики. И партию можно было бы назвать кратко: Я не Путин. Ну это я, конечно, утрирую. Но все-таки видно что в плане стратегий, наши восточные братья продвинулись чуток дальше нас. Хотя там в политике совсем другие цели и другие стратегии.
Возвращаясь к стратегии. В чем она есть? Чем одна партия отличается от другой? Ну кроме цветов на плакатах? Все говорят, что надо развивать экономику, бороться с инфляцией, уменьшать безработицу, увеличивать среднюю зарплату. Неясно только одно – КАК?
Кто спорит с Арсением? Мы же только ЗА. Как можно это ставить в план партии? Другими словами, все другие политические силы против сильного села? Возвращаясь к бизнесу – стали бы вы рекламировать такое качество вашего товара, как у всех ваших конкурентов? Другими словами, поставили бы вы на свой постер фразу, типа: «В нашей машине – четыре колеса!», или «наше молоко – белого цвета». Ну что за бред?
Единственный, кто упорно гнет свою линию и хоть как-то выделяется, это коммунисты.
Вот вам. Все четко, правдиво. Хотя я бы еще проще написал – Всех раскулачим! Народу это нравится. Проблема в том, что у него очень плохая память. А у молодежи – плохие знания истории, и люди просто забыли, кто такие коммунисты, их методы, цели… Закон о «5 колосках», например и т.д. Думаете, они поменялись? А сама идеология жить в коммунах? Но мы опять же не об этом.
А что мы видим у других?
Довольно правдивый плакат. Народ думает, как ему выжить, а власть делает все, чтоб эта задача была как можно сложнее. Граждане копирайтеры – АУ? Где связь между этими фразами? Да еще и написанными в разных строках? О чем вообще эта бредовая реклама? Ах, да, она о народном бюджете, который так новаторски изобрели и внедрили у нас…
Ну ладно, изобрели народный бюджет не в Одесской области, но это тоже неважно.
А теперь главный вопрос. Что это такое вообще? Что за народный бюджет? Это типа люди решают на что тратить деньги? Знаете, если бы у меня в компании рекламист ходил и спрашивал у сотрудников на что потратить деньги на рекламу, я бы его сразу уволил. Если бы финансист спрашивал, как правильно распределять финансы – он бы уже на следующий день искал работу. Ведь я нанял их, как специалистов, чтоб они решали эти задачи. За это они и получают зарплату.
А что у нас? Депутаты, которых мы выбираем выполнять свои обязанности спрашивают у нас, как их выполнять? При этом, они себя страхуют – мол, я тут причем? Народ так проголосовал! Нафига нам больницы? Люди проголосовали за новый автопарк всей мэрии. Отопление в школах? Извините, это «облэнерго» виновато! У меня вот в бассейне тоже вода регулярно остывает.
Еще одна проблема – конкретика. Можно хоть где-то узнать адреса этих 16 стадионов? Те сотни межквартальных дорог, что отремонтированы. Где они? Покажите, хочу посмотреть. А сколько денег было потрачено на это? Может этих денег хватило бы на 216 стадионов? А кто строил? Подрядчик выиграл тендер, или опять же за откат?
Вот какие вопросы интересуют избирателей, а не кто больше украл. Людям уже все равно, что этот украл на 15 миллионов меньше того. Нас интересует как это повлияет на нашу, итак непростую жизнь.
Ну, а поскольку нашим типа избранникам, нечем похвастаться и нечего рассказать, мы и будем иметь такой ужас перед глазами.
Но я искренне верю, что когда-то, все поменяется. У нас будут достойные кандидаты, а у них – прекрасная реклама!