Сколько стоит интернет-маркетолог?

С развитием электронной торговли, спрос на интернет-маркетологов неуклонно растет. И это при том, что очень немногие руководители (увы) имеют четкое представление, что должен знать и уметь интернет маркетолог. Но еще более важный вопрос – сколько же ему нужно платить? Именно об этом мы и поговорим сегодня.
Сперва общее представление. Зарплата абсолютно любого сотрудника обычно рассчитывается либо исходя из его работы, либо из его ответственности. Именно поэтому руководитель, который (как принято считать) работает намного меньше своих подчиненных получает больше. Но сегодня не об этом. Оплата маркетолога идет за его знания и умения, которыми он будет пользоваться в рамках своей должности.

Но есть одна загвоздка. Чем больше специалист знает и умеет, тем больше его цена на рынке. И здесь вопрос не столько спроса/предложения, сколько конкуренции между вами, как работодателем и фрилансом. Дело в том, что все знания и умения интернет-маркетолога весьма востребованы. И если вы указываете, что специалист должен хорошо разбираться в контекстной рекламе, вы должны понимать, что он спокойно может вести 2-3 рекламные кампании, получая за это неплохие деньги. Знания SEO?Добавляем сюда еще несколько клиентов по ведению SEO и т.д. Другими словами, каждый навык – это не просто еще одна строчка в вакансии для красоты, а реальная надбавка к зарплате вашего потенциального кандидата.
Я собрал 5 случайных вакансии по интернет-маркетингу (с группы в fb а так же с hh) и выписал наиболее встречающиеся требования к кандидату. Я вырезал индивидуальные запросы, касающиеся конкретной кампании (например, подготовка и выпуск журнала). Результат разбил на некие условные группы. И вот что получилось:
Требования к интернет-маркетологу
А теперь давайте посмотрим, сколько специалист с опытом может зарабатывать, обладая всеми указанными навыками. Сразу хочу сказать, что ничего экзотического в данных требованиях нет. Лично я обладаю всеми указанными навыками и знаю, сколько что занимает времени. Да, что-то я безусловно знаю лучше (аналитика и контекст), что-то хуже (соц.сети), за что-то в принципе не возьмусь по личным соображениям (e-mail, прямая реклама), хотя знаком и с инструментами и методиками, пускай и на базовом уровне.

Работа с сайтом (поддержка и наполнение)

Работа непыльная, 2-3 раза в неделю публиковать какую-то новость, статью, раз в месяц менять цены на товары, оплачивать хостинг, домен и прочее. Брать отдельного сотрудника на такую работу смысла нет, а платить 50 долларов какому-то удаленщику – вполне. Сам такое иногда практикую. В среднем, можно легко вести 2-5 клиентов, затрачивая по 1-2 часа в неделю на каждого. Для среднего числа возьмем 2 клиента по 2,5 часа на клиента (ну это если надо статью красиво оформить, перевести из текста в html и добавить картинку с обтеканием).
Если требуется навыки обращения с фотошопом и корелом, значит хотя бы 1-2 раза в месяц соискатель должен что-то там рисовать. Минимальная цена за любую правку составляет 25 у.е. и делается час. Ну, пусть будет 2 часа на одного клиента, и в месяц можно найти 2 таких заказа.

Анализ рынка

Этот навык на самом деле действительно является профессиональным, и не каждый им обладает. Но что примечательно, то не каждая кампания занимается анализом рынков. Стоимость подобного анализа сильно прыгает и может составлять от 50 до 1000 долларов и более. Но заказчиков, конечно, не так много. Возьмем по минимум, в месяц у нашего потенциального специалиста всего 1 заказ на анализ конкурентов и 1 заказ на мониторинг рынка со стоимостью по 100 у.е. за каждый. Потратит он на каждый по 5 часов. (поверьте, за это время можно сделать очень неплохой анализ, и стоить он будет дороже.

Продвижение (кампании/сайта/бренда)

Ну это вообще стандартно, каждый интернет-маркетолог должен знать все о продвижении. Это же основы. Давайте прикинем в среднем по 2 клиента на каждую услугу (мы говорим о ведении, т.е. поддержке, а не первоначальном создании и запуске).
SEO – вести два клиента, затрачивая по часу в день на каждого для опытного сеошника не составит никакого труда. При этом, единицы согласятся работать менее, чем за 100 у.е. И это минимум. Напомню, что мы говорим об опытном специалисте, который умеет это делать и знает себе цену. По факту, времени можно тратить и меньше, но возьмем так – по часу в день, в сумме 5 часов в неделю.
Контекст – за ведение обычно берут 10-15% от бюджета, но редко когда менее 50 у.е. за 1 клиента. Времени это занимает совсем чуть-чуть. Надо один раз грамотно настроить а затем просто корректировать (например, я кажды день пробегаю глазами показатели и изменения в центре клиентов и в случае необходимости смотрю уже конкретного клиента). Ну пусть будет полтора часа в неделю на клиента (по факту меньше, если нет каких-либо ЧП или изменений у самого клиента. Но увеличение работы ведет и увеличение дохода).
Продвижение в соц.сетях – тут все очень размыто, т.к. рынок еще не сформирован. Ну, допустим, у нас тут средние запросы – это постинг каждый день по 1-2 статьи/новости +периодическая реклама в ФБ. Полтора часа в неделю от силы за 50 у.е. (больше – дороже).
Прямая реклама (размещение объявлений на досках объявлений, форумах и прочее) – ну я бы в среднем тратил примерно по 15-20 минут в день или выделил час-два времени в неделю. Хотя реально, нанял бы кого-то студента за 100 рублей. Пусть будет всего 1 такой клиент за 30 у.е.
Ведение e-mail рассылки – цена может сильно отличаться от количества рассылок в неделю, ее размера, необходимой аналитики, а так же формата (надо самому писать шаблон или только нажимать кнопку отправить). Но вообще, я, как почти новичок, брал 10 у.е. за 1 рассылку и тратил 20-30 минут с переводом вордовского текста в Html. Возможно, кто-то сделает быстрее, кто-то медленнее. Пусть у нас будет в среднем 1 рассылка в неделю, 10 у.е. и по часу на нее с анализом.
Поиск и исправление ошибок на сайте – я точно не знаю, отнести ли это к работе с сайтом или в продвижении. Но обычно, здесь имеется в виду битые ссылки, редиректы, незаполненные теги и прочее, что ухудшает индексацию и видимость сайта в поиске. Но сюда можно отнести и валидность верстки, скорость загрузки и прочее. Тут очень все индивидуально. Обычно, беглый анализ на выявление явных косяков обходиться в 50 у.е, а их исправление в 50-100 (есть такие ошибки, исправление которых может доходить до 100-400 у.е. в интернет-магазинах, например). Все очень индивидуально. Возьмем, в среднем 100 у.е. за поиск и устранение основного несложного, с затратами в 2 часа на клиента (20 минут поиск остальное исправление). Это скорее разовая работа, хотя можно договориться и на постоянную, завести в какую-то систему автоматического сканирования и тогда это займет еще меньше времени, а доход даст больше.
Сводная таблица у меня вышла такая:
Средний доход интернет-маркетолога за навыки
Напомню, что рабочая неделя составляет 40 часов. И кстати, не стоит думать, что под каждую услугу фрилансеру нужно искать отдельного клиента. Чаще всего один и тот же клиент заказывает сразу несколько услуг. Например, вы берете клиента на SEO, затем уговариваете его запустить контекст, берете на себя соц.сети, предлагаете раз в месяц проводить анализ рынка и т.д.
Все другие навыки оценить довольно сложно, хотя каждая из них, безусловно, имеет добавочную ценность. Например, коммуникабельность , умение проводить рекламные акции и продавать. Эти навыки подтверждают, что специалист сможет найти клиентов на все свои знания. Более того, если он действительно опытный переговорщик и продавец, значит он продаст себя дороже среднерыночной цены. (+10-15% к стоимости специалиста).
Знания иностранного языка означает, что интернет-маркетолог сможет тот же контекст или аудит делать на западный рынок, где цены за ту же работу в разы выше, и т.д.
Конечно, меня смущает пункт про лидерские качества. Зачем они нужны интернет-маркетологу, который работает один? Ну или пусть у него будет 1 подчиненный… впрочем, хозяин-барин, настоящий лидер всегда знает себе цену и запросит за тот же объем работ минимум на 20% больше денег.
Итак, выводы делайте сами – кто конкретно вам нужен, с какими знаниями и готовы ли вы оплачивать такого специалиста. Может некоторые пункты стоит вычеркнуть?


14 сентября 2016