Бизнес-план: что это такое и как должен выглядеть нормальный бизнес-план.

О бизнес-планах написано очень много всего. Есть даже целые институты, посвященные этому вопросу, но толком подавляющее большинство так ничего и не знает, как оказалось. Я не претендую на истину, но постараюсь обрисовать общую ситуацию вокруг бизнес-планов, их виды, цели, сроки и примерная стоимость, если заказывать на стороне.

Итак, бизнес-план, изначально, это документ, который должен помогать предпринимателю в создании, развитии и текущем функционировании его бизнеса. Бизнес-план является обязательным документом для старта бизнеса. И пускай, он часто не оформлен надлежащим образом, уверяю вас, у каждого бизнесмена он есть на каких-то бумажках, обрывках и в голове…
Итак, условно, я разделяю бизнес-планы по качеству на три типа:
— бизнес-план для начальника;
— бизнес-план для работы (реальный бизнес-план);
— бизнес-план для инвестора.
В чем же их суть и отличия? Рассмотрим каждый отдельно.
1. Бизнес-план для начальника. Уверен, многие менеджеры особенно в крупных отечественных компаниях сталкивались с ситуацией, когда вроде и хочется что-то сделать хорошее, а что – не знаем. Или когда начальник говорит – как? У нас до сих пор нет бизнес-плана? И он срочно начинает писаться, под заранее заданные сроки, суммы, результаты и цели. Отклонение весьма опасно. Зачастую (в 90% случаев), это формальный документ, красиво оформленный и строго сшит, который чаще всего прочитан на 20 процентов и пылится где-то в ящике… и увы, это не такая уж и большая редкость. Бизнес план должен быть? Вот он есть! А что там – потом разберемся, сейчас некогда у нас текучки работы много…
2. Бизнес-план для работы. Условно, я его называю рольный, т.к. этот документ является руководством к действиям, а не бумажкой. Я видел реальный бизнес-план, где 60% было напечатано, а остальное написано от руки (вставки). А на некоторых страницах еще и на стикерах всевозможные вставки и вписки. Конечно, это уже перебор, но зато, является свидетельством, что с данным документом действительно работают. Понятно, что ситуация меняется, некоторые сроки сдвигаются, цены прыгают. Но суть-то бизнеса остается. Другими словами, бизнес-план для работы является настоящим планом, где четко описано, что, за чем, как, в какой последовательности делается, кто за что отвечает, какие риски где могут возникнуть, и т.д.
3. Бизнес-план для инвесторов. Этот вид плана является промежуточным между первыми двумя видами. Основной целью его является получение денег под проект (в банке или у частного инвестора), и бизнес-план является первое, о чем они спрашивают. Именно поэтому, это должен быть красиво оформленный документ с множеством графиков и таблиц, и побольше цифр. С другой стороны, инвесторы –все же не дураки, поэтому данные должны быть четкими и верными, так как они на глаз сразу все проверят. Несмотря на то, что каждый инвестиционный проект уникален, будьте уверены, вас быстро раскусят, если вы планируете вешать лапшу. Ведь инвесторы рассматривают по несколько таких планов в неделю и у них огромный опыт в данном деле… Поэтому план все же должен быть максимально приближен к реальному. Особое внимание следует уделить разделу финансы, т.к. сами понимаете, инвестора интересует в первую очередь именно эти показатели…
Что касается структуры бизнес-плана – то она расписана в соседнем разделе.
Так же часто спрашивают про размер бизнес-плана. Тут четкого ответа нет. Бывает, что это документ из 13-15 страниц (хотя лично я считаю, что все же маловато). Есть документы из 150-200 страниц… (а вот это уже перебор). Я придерживаюсь мнение, что бизнес-план, это именно ПЛАН, а не подробная инструкция, где описан каждый шаг. Следует понимать, что данный документ хоть и является основном, все же не единственным в пакете документов. К бизнес-плану часто прикладываются всевозможные аналитические записки, расшифровки, правила, условия, требования, инструкции по производственному процессу, множество технической информации.
Нужно отталкиваться от того, кто именно является читателем бизнес-плана. А это топ-менеджеры и инвесторы. Осознав это, сразу становится очевидно, что подробно расписывать нагрузку на среднюю балку, держащую левый угол правого крыла, вообщем-то бессмысленно. Им это не интересно. Крыша есть, и ее что-то держит. Все, точка. Их намного больше интересует точка безубыточности, срок окупаемости инвестиций и прочее. А таких, реальных данных не так уж и много. В среднем, я считаю, что разбег бизнес-плана должен колебаться от 50 до 100 страниц в зависимости от вида деятельности и точности проработки (ведь это может быть просто предварительный план. Многие не задумывюатся о том, что еще до начала любого бизнеса следует его проанализировать, просчитать, написать такой вот предварительный план. И уже исходя из полученных данных – принимать решение, стоит ли связываться с эти бизнесом).
Еще одна особенность заключается в том, что довольно часто написание бизнес-плана отдается кому-то на сторону. Объясняется это тем, что руководитель или владелец бизнеса, может быть замечательным специалистом в своей области, но ему не хватает навыков и знаний для полномасштабного анализа своей деятельности (особенно по маркетингу, анализу рынков, юридическим вопросам). Так же, умелое оформлении играет далеко не последнюю роль, если у человека есть только идея бизнеса, но еще нет команды и средств, и за деньгами приходится обращаться к инвесторам. В таком случае очень желательно, чтоб документ был четко структурирован, грамотно описан и красиво оформлен. Хорошо это или плохо – однозначно сказать сложно. С одной стороны, все вышеперечисленные доводы говорят в пользу стороннего специалиста. С другой – любой, даже самый профессиональный специалист не будет знать вашу тему так же подробно, как вы сами, занимаясь им много лет. Так же нужно учитывать, что исполнитель данной работы должен иметь полный доступ ко всей информации, в том числе и конфиденциальной. А на это готов пойти далеко не каждый предприниматель…
Вопрос стоимости написания бизнес-плана – довольно скользкий момент. Цена очень сильно зависит от объема работы. Одно дело, собрать готовый материал, и красиво оформить. Совсем другое – самостоятельно собрать данные, провести ряд исследований…
Поэтому цена может варьировать от 600 до 10 000 у.е. и даже больше. Опять же, многое зависит от уровня самого специалиста. Ну вот я лично в Одессе взялся за 1000 у.е. В Москве, это минимум 4000 у.е. как мне сообщили. Некоторые меньше 7000 даже говорить не хотят. Так что думайте, анализируйте…
Если мы говорим о сроках, то реальные сроки написания – порядка месяца. Это при условии что часть данных есть, часть нужно собирать. Просто красиво оформить – недели две. Написать все с нуля для больного дела – от двух-трех месяцев. Самим нужно понимать объем работы…
Есть еще один момент в написании бизнес-плана сторонним человеком. Зачастую, предлагается оплата не за факт написания, а только в случае получения кредита или инвестиций (мол если денег не дали, значит написали плохо). Это не всегда корректно. Ведь инвестор оценивает не только документы, но и вас, как бизнесмена, как лидера, как менеджера, финансиста и т.д. По сути, деньги он дает конкретному человеку – ВАМ, а не бумажке. Поэтому, если документ грамотно написан, хорошо оформлен и подтвержден исследованиями, а вы сидите неуверенно, на вопросы не отвечаете, или что-то невразумительное мямлите – денег вам скорее всего не выделят.
Существует практика, когда исполнители (те кто писал бизнес-план), присутствуют на собеседовании. В таком случае они уже выступают в роли консультанта по бизнесу и тут уже несут ответственность за получение инвестиций. Но и стоимость их услуг, в данном случае, возрастает.
Вывод бизнес-план должен БЫТЬ! Даже можно иметь несколько – свой, рабочий, и красивый – для инвесторов Да, такая практика также существует. Главным принципом написания бизнес-плана: все данные должны быть проверенными и реальными. Что бы вы там не писали – себя вы не обманите. Как и бизнес. Не стоит ставить заниженные расходы и завышенные доходы. Получать деньги, выплачивать кредиты, расплачиваться с подрядчиками нужно будет РЕАЛЬНЫМИ деньгами, а не записанными у вас на бумажке.


9 апреля 2010