Психология цен: как клиенты воспринимают Ваши цены
Когда вы думаете о том, какую цену назначить на свой товар, учтите, что это вы – грамотный экономист и маркетолог, используете массу формул для расчета оптимальной цены. Ваш клиент же – просто человек, который мыслит совсем иначе. Вы абсолютно не знаете, да и не можете знать, какие процессы проходят у него в голове. Но должны учитывать, что он принимает решение об адекватности цены именно из свои собственных тараканов и совершенно непонятных для вас мыслей.
Поэтому, я бы хотел обратить ваше внимание на такие особенности в психологии восприятия цены.
1. Если клиенты покупают у вас, это еще не значит, что их устраивает цена и качество.
Чтоб лучше понять особенности мышления в категории денег, я хочу рассказать такую историю.
Как-то в Киеве проводили социальный эксперимент. Договорились с кассиршами на главпочтамте, чтоб те недодавали сдачи мелочью в пределах 25 копеек (округляли, говорили что нет сдачи, в таком плане, а не прямо отбирали деньги). Если больше – то уже выплачивали все.
При этом, в разные дни и разное время меняли некоторые характеристики оплат: скорость обслуживание, количество работающих касс, стелили ковры на пол, ставили цветы, включали музыку и т.д.
На выходе опрашивали людей – какое впечатление у них от работы этого заведения. И что вы думаете? Почти никто не заметил никаких изменений. Но подавляющее большинство бросали вскользь что-то типа: «мне 15 копеек не доплатили».
О чем говорит этот случай? Да о многом. Главное, что вы должны понимать – то, что у вас покупают по этой цене, или то, что о у вас нет негативных отзывов – совсем не означает что все вам преданны и лояльны. Возможно, клиенты просто не знаю куда и как жаловаться. Или им лень. Ведь и на почте, никто не ругался и не устраивал скандал (15 копеек действительно мало, чего ругаться). НО! Как говориться- вилки, нашлись, а впечатление осталось
Другими словами, возможно, все ваши клиенты, которые вам не жалуются, в душе – крайне недовольны вашей работой и, в частности, ценой. Может у них просто альтернативы нет.
Но как только появится адекватный конкурент – они сразу к нему перейдут (И не факт что он должен быть лучше… просто вы «достали» своих клиентов какой-то мелочью, например, у вас на 15 копеек дороже).
2. У каждого человека в голове есть свой коридор цен для каждого товара
Другой момент, который вы должны осознать – у каждого своя норма восприятия денег и пороги комфорта/недовольства. Кто-то и не замечал, что ему дали сдачи меньше.
Есть другой эксперимент, который вы можете провести сами. Спросите у знакомых да и незнакомых людей, за сколько они готовы купить «фиолетовый крибламутавр». Вот сходу, без объяснений, что это и зачем. Одни скажут, что за рубль заберут десяток. Другие за 500 возможно возьмут попробовать. Почему так?
Все дело в том, что у каждого человека есть свои ожидания по стоимости того или иного товара. Другими словами, за каждый из известных и даже неизвестных товаров человек готов потратить X денег +/- Y%.
Если цена будет намного ниже – будет чувствоваться подвох.
Если выше – явно необоснованно завышенная цена.
И вот самое интересное – это восприятие «высокой» цены никак не связано ни с себестоимостью, не с реальной стоимостью. Просто клиент считает, что это стоит столько-то. И все тут.
Возможно, вы и сами замечали, порой, что люди не очень долго думаю, выбирая товар, скажем за 2500 или 2800. И в то же время, они не возьмут хлеб за 4, потому что возле их дома они такой всегда покупают за 3,75.
3. Люди ориентируются на «красивую обертку»
Еще один аспект, который я заметил – при всем своем здравомыслии и материалистическом подходе, подавляющее большинство (процентов эдак 90-95), уверены, что вон тот товар в новой коробке и с красивой ленточкой намного лучше чем эта непонятная штуковина.
Именно поэтому так сильно пользуются спросом китайские айфоны и прочая ерунда, которая еле-еле работает, а стоит как хорошая, но небрендовая вещь. Но ведь на нем есть логотип!!!
Пример с услугами еще банальнее. Красивый, 50-70 страничный отчет в pdf формате или красочная презентация в PowerPoint смотрится намного симпатичнее и солиднее, чем просто вордовский документ. И это совершенно неважно, что из 70 страниц по теме только 5 строк, и то неверных.
Учтите это и используйте. Не для того, чтоб обмануть пользователя, а для того, чтоб обосновать, почему товар 1 дороже товара 2 (Ведь у него коробка красивее).
И мы плавно подошли к следующему аспекту:
4. Ваша цена должна быть обоснована в глазах клиента.
Вот пример, который многие из вас видели в том или ином виде (пример взят с сайта аренды серверов adman.com):
В этом примере сразу видно, почему вариант два стоит дороже варианта один, а третий дороже второго. Другими словами, вы убеждаете клиента, что цена не выдумана, а реальная и обоснованная.
Хотя, конечно, если ваш клиент уже видел у конкурента за аналогичные товары или услуги процентов на двадцать дешевле – это не поможет.
Важно понимать, что обоснование должно быть логичным и понятным для клиента, а не для вас. Мне вспоминается старый советский фильм, где один мужчина спрашивает у другого:
— сколько эта картина?
— 300
— а вот эта?
— 400.
— а почему же эта дороже?
— так тут работы больше…
— да какая это работа? Мазня одна…
И это встречается сплошь и рядом. Если вы попытаетесь объяснить клиенту ваши сложности и трудности при выполнении определенных работ – для него это не создаст дополнительной ценности. Нужно использовать аргументы, полезные и понятные именно для него:
Неправильно | Правильно |
Это новая версия Здесь процессор мощнее Тут мегапикселей больше Этот бренд надежнее |
Тут есть много новых штук Компьютер будет работать быстрее Фотографии будут более четкими Эта фирма круче |
Надеюсь, идея ясна.
5. Клиенты покупают не по отдельности, а все вместе
Следующее, на чем бы я хотел остановиться. Но лучше это сделать на примере. Возьмем наш Seolib. Довольно часто к нам обращаются клиенты с оооочень большими запросами (несколько миллионов). Мы делаем расчет с максимальной скидкой, бонусами и еше чуть-чуть снижаем цену. И говорим результат. На что они заявляют, что ТАКУЮ сумму они платить не готовы.
При этом они же сами, периодически пользуются нашими услугами по общим ценам, которые в 3-4, а бывает и на порядок выше. И знаете что? Их все устраивает!
В этом и заключается особенность психологии цены. Человек готов купить 1 товар за 1 рубль. Но он не готов выложить 500 рублей за 1000 таких же единиц товаров. Вот еще, целых 500 рублей! Да он же рубль стоит!
Такое встречается сплошь и рядом. Вспомните походы в супермаркет. Люди выходя оттуда с полными пакетами возмущаются, что вот, мол, пошел за хлебом и оставил там пол зарплаты. А все почему?
Идете вы по магазину и видите: о! Молоко! Всего 12 грн. Надо взять. И хлопья закончились, еще 14, мало же. И пиво может вечером. И да, хлеб. И масло всего-то 10 грн. Все так дешево.
И вот на кассе вас сообщают 253,56. А у вас шок – откуда? Все же так дешево?
Помните об этом: ваш клиент покупает товары по отдельности, а платит за все сразу, и психологически для него трудно расстаться сразу со всей суммой за большую партию (именно поэтому даже обеспеченные люди большие покупки совершают в рассрочку. Лучше по частям отдать все деньги, и даже больше, чем сразу все.).
И последнее, на чем я бы хотел обратить ваше внимание:
6. Опросы не дадут вам объективной картины об отношении клиентов к цене
И объяснения здесь следующие.
Во-первых, люди никогда не признаются открыто, что какой-то товар им чуть-чуть не по карману (тут надо понимать, что конечно не стоит предлагать представителю среднего класса домик на берегу океана за пару миллионов. Речь идет о верхней границе коридора его возможностей). Все дело в том (и это многократно было подтверждено различными исследованиями), что мы намного лучшего о себе мнения, чем мы есть на самом деле. И это так.
Поэтому, если вы спросите кого-то, доступен ли этот товар для него, безусловно ответ будет положительный. Но зато найдется ряд других причин, по которым он его не собирается сейчас покупать. И определить, когда это действительно так, увы, невозможно.
Во-вторых, вы должны еще кое-что знать. Насколько бы низка цена не была, насколько бы выгодно не было ваше предложение, даже если вы будите работать забесплатно и раздавать товар за гроши – клиенты будут уверены, что вы наживаетесь на них и на их кровные собираетесь в кругосветное путешествие. Учтите это.
Надеюсь, эта статья немного прольет для вас свет на черный ящик в голове вашего покупателя.