10 советов по юзабилити, основанных на реальных исследованиях.

Это переводная статья, взятая с https://sixrevisions.com/
Я ее немного сокращу, взяв самое главное, так сказать для ленивых.
Основное преимущество данной статьи заключается в том, что ее автор основывался не на своем экспертном мнении, а на реальных исследованиях, цифрах и данных, полученных при тестах. Есть довольно интересные моменты. Итак, посмотрим.
Хочу сразу сказать, что с не всеми данными я согласен.

1. Забудьте про «расстояния трех кликов».

Мысль о том, что пользователь должен найти любую информацию максимум в три клика от его текущего положения обсуждается уже довольно давно. С тех пор, как в 2001 году Джеффри Зельдман (Jeffrey Zeldman) признанный специалист по сайтостроению написал в своей книги «Taking Your Talent to the Web» о том, что 3-х кликовая структура сайта поможет сделать ваш сайт простым и удобным, это принимается за истину в последней инстанции.
Логически, это верно. Пользователи будут разочарованы, если им придется постоянно кликать по ссылкам и не находить ответы.
Но действительно ли 3 – является тем самым магическим числом, после которого пользователи уйдут? Исследования показали, что большинство пользователей не сдается после 3 кликов и продолжает искать дальше. Конечно при условии, что они осознают что становится ближе к нужному им объекту.

Отказы в зависимости от количества кликов

Как видно из графика, вплоть до 12 и даже 15 кликов может быть совершено одним пользователем в поисках нужной ему информации.

Юзабилити и длина текста

 

2. Используйте правило «золотого треугольника» или F-образной формы

Доктор Якоб Нельсон, первопроходец по Юзабилити, первый начал изучать движение глаза по экрану, и именно он первый заметил движение глаз. Так получилась F-образная кривая (на русском наверное Г-образная).

F-образная фигура внимания на сайте

Интуитивно, многие итак самые важные элементы ставят в шапку и левую колонку, потому как именно так мы скользим глазами – слева направо и сверху вниз. Поскольку тестировали в основном на Google, в терминологии так и закрепилось «золотой треугольник Гугла«.

Золотой треугольник Google

На востоке, разумеется, строго наоборот, не стоит об этом забывать.

3. Не заставляйте пользователя ждать: ускоряйте ваш сайт.

Тут все очевидно – пользователи не любят ждать. Чем быстрее будет грузиться ваш сайт, тем более удовлетворен будет пользователь. Причем, следует обратить внимание, что медленный сайт не просто теряет пользователей, которые не дожидаются загрузки и уходят. Даже те, кто дожидаются его полной загрузки, все равно остаются неудовлетворенными.

Удовлетворенность пользователей и скорость загрузки сайта

Кроме того, поисковики заявляют, что скорость загрузки влияет на ранжирование сайтов. Так что делайте его более легким и удобным.

4. Делайте ваш контент простым для чтения.

Интернет-пользователи не любят читать он-лайн. Исследования показывают, что только 28% всех пользователей читают полностью стати. Остальные же их просто бегло просматривают.

Читаемость и количество слов на странице

Поэтому делайте статьи покороче. Если же хотите увеличить  читаемость  текста, делайте его простым для восприятия: используйте параграфы, отступы, выделения основных мыслей и другие методы форматирования текста.

5. Не переживайте насчет «вертикальной прокрутки».

Существует множество мифов вокруг «первого экрана». Это перешло из газет, которые сминаются пополам, и то что на первой странице – имеет приоритетное значение. Однако для юзабилити интернет-сайта, ситуация немного иная.
Согласно исследованиям компании Clicktale многие пользователи «листают» сайт вниз, если рассчитывают найти там  что-то важное.

Юзабилити и прокрутка страницы

Исследования показывают, что небольшое содержание первого экрана даже заставляет пользователей прокручивать сайт вниз.

Прокрутка страницы пользователями

Основная мысль при проектировании страницы должна заключаться не в том, чтоб впихнуть все самое важное в первый экран (особенно если его, этого главного, очень много), а в том, чтоб равномерно расположить информацию, используя правила архитектуры страницы и стиль сайта.

6. Располагайте важный контент слева страницы.

Люди нашей культуры читают слева направо. Поэтому, разумно, что наиболее важное следует помешать именно слева, что и подтверждают исследования:

Распологайте текст слева

Исключением являются сайты, предназначенные для других культур, где читают справа налево. Там все строго наоборот.

7. Форматирование текста влияет на читаемость.

Упрощение текста для чтения повышает скорость чтения а так же повышает его восприимчивость. Проводили исследование, когда один и тот же текст давали людям читать в разных формах – отформатированным и нет. Результаты следующие:

Форматируемость и читаемость текста

Как видно, простой форматированный текст значительно выигрывает. При этом играет роль не только построение абзацев, но и тип шрифта, его размер, скос, выделение, цвет фона и цвет самого шрифта.

8. Мелкие детали имеют огромное значение.

Очень часто, мы думаем о глобальных вещах и совершенно забываем о мелочах. Например, мы думаем какую картинку поставить и какой шрифт выбрать, но можем забыть о такой мелочи, как кнопка КУПИТЬ, или что-то в этом роде.
Отсутствие одной, пускай и незначительно мелочи может полностью погубить весь проект, например, битая ссылка, ведущая на пустую страницу.
Не забывайте о мелочах, тестируйте, используйте A/B тесты, проверяйте свои гипотезы. И только тогда ваш сайт станет максимально удобным для пользователей.

9. Не полагайтесь на поиск, как спасение от плохой навигации

Пользователь полагается на простую и понятную навигацию на сайте. Даже если у вас на сайте встроен хороший поиск, все равно, пользователи сперва кликают по ссылкам навигации.
Всего 30% пользователей пользуются поиском на сайте. Кроме того, исследования показали, что пользователи прибегают к поиску только в том случае, если не нашли информации на странице, на которой рассчитывали ее найти. Если же они в принципе не знают, куда идти, обычно они уходят с сайта.
Поэтому не стоит полагаться на поиск по сайту. Делайте понятную и удобную навигацию на сайте.

10. Ваша главная (стартовая) страница не так важна, как вы думаете

Если кратко, то роль главной страницы все больше обесценивается. Если раньше около 80% всех поисковых запросов вела именно на главную страницу, то сейчас это число до 40% в среднем. И продолжает уменьшаться.
Старайтесь вести пользователя на ту страницу, на которой он найдет интересующую информацию или ответ на свой вопрос. Хватит всех посылать на главную страницу.
В связи с этим следует тщательно прорабатывать дизайн и структуру посадочной страницы (landing page).
Вот и все советы по юзабилити. В дальнейшем, планирую добавить еще несколько статей на эту тему, уже, основываясь на нашем опыте.


30 ноября 2010