Главное о юзабилити
Совсем недавно понятие юзабилити было всего лишь красивой фразой, еще одной строчкой в списке услуг рекламных агентств, за которым реально ничего не скрывалось. Однако сейчас, все чаще и чаще люди осознают, что это что-то вполне конкретное, и довольно часто приходят отдельные запросы именно на юзабилити. Тем ни менее, из разговора становиться понятно, что люди не вполне понимают, что же скрывается за этим термином.
Не стоит думать, что это новый термин, пришедший к нам от «вредного и загнивающего Запада». В русском (советском) языке было очень похожее слово: эргономика, которая означало удобство использование предмета с целью минимизации ошибок. Возможно, вы слышали фразы «эргономичность станка» (станок, на котором возможность ошибки работником сведено к минимум). Даже сейчас в рекламе проскакивает «эргономичное кресло» — т.е. настолько удобно сконструировано, что на нем можно жить.
Единственное более-менее ощутимое различие между эргономикой и юзабилити — первое ставит больший акцент на технические характеристики. Второе же — на процесс взаимодействия. В основе эргономики стоит сам продукт, в основе юзабилити — пользователь.
Что такое юзабилити
Итак, что же все-таки такое юзабилити? С такими простыми понятиями обычно сложнее всего — каждый что-то слышал, где-то видел, о чем-то читал, но четко сформулировать не может. Обратимся к первоисточнику.
Вот как определяется юзабилити по международному стандарту ISO 9241-11: «юзабилити это степень, с которой продукт может быть использован определёнными пользователями при определённом контексте использования для достижения определённых целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворённостью».
Вроде бы просто и понятно. Но увы, чаще всего на вопрос: Что такое юзабилити отвечают: это удобство использование. Вроде бы правильно, но в то же время о чем вам говорит это определение? Как-будто есть люди, умышленно делающие неудобные продукты.
Для полного понимания сути этого определения рассмотрим его подробно, разобрав на части:
— продукт, который может быть использован — предполагает, что мы рассматриваем конкретный продукт, а не что-то абстрактное, вобщем;
— определенным пользователем — то, о чем забывает 90% заказчиков. Продукт разрабатывается для кого-то конкретного, не для «пользователя», а для «Николая Петровича, 32 лет, проживающего в Киеве и ездящего на работу на своей «шестерке»;
— при определенном контексте — еще одна неприметная вещь, в корне меняющая представление о продуктах. Согласитесь, что вы, сидя на работе часа в 4-5 вечера и загруженные делом, и вы — сидящий дома в халате с чашкой чая перед компьютером — два, совершенно разных человека. Попадая на одну и ту же страницу, скажем из поиска и с помощью всплывающего поп-андера — контекст вашего восприятия этого сайта будет совершенно разный;
— для достижения определенных целей — вроде бы понятно, что все делается не просто так, а для какой-то конкретной, заранее заданной цели. Но, увы, очень часто при создании сайта или программы, создатели (программисты или дизайнеры) так увлекаются красотой или функционалом, что совершенно забывают про эту самую главную цель (отсюда и маленькие кнопки КУПИТЬ и невидимые контакты. Зато огромная флеш-шапка и 150 чекбоксов);
— с эффективностью, продуктивностью и удовлетворенностью — если у вас интернет-магазин, вам же не обязательно ждать, чтоб пользователь нажимал кнопку «купить». Вы можете и сами «ложить» ему что-то в корзину. Или же сделать эту кнопку рядом важным пунктом меню, чтоб пользователь и не догадывался, что именно она делает. Но будет ли такая покупка эффективной? Другой аспект — удовлетворенность. Наверняка у вас бывает такая ситуация, что вроде бы вы все сделали, но на душе неприятное чувство, а главное — у вас нет уверенности что сделали правильно. Конечно, это сборной показатель: сюда входит и красота, и понятность, и общее впечатление от продукта, стиль изложения материалов и много чего еще. Но все же забывать не стоит.
Ну вот, теперь, после детального рассмотрения определения юзабилити, мне кажется ситуация станет хоть немного более понятной, и вы поймете, почему нельзя просто «оценить» юзабилити. Следует учитывать ЦА, контекст, цели компании и общую эффективность.
Кто должен заниматься юзабилити?
Еще один аспект, на который я бы хотел обратить внимание. Кто должен заниматься юзабилити вашего продукта? Ответ очевиден — юзабилист. Но кто он? К сожалению, чаще всего, если это сайт — то дизайнер, если десктопный продукт — программист. Увы, в обоих случаях результат удручает. Конечно, если у вас более-менее простая задача и минимум функций — ошибки не так критичны. Однако, чем сложнее проект, тем с большими сложностями сталкивается пользователь, для которого по сути этот продукт и делается.
Схематично, эволюцию развития сайтов, я бы представил так:
Думаю, в ближайшее время к уже задействованным в этом процессе еще добавится маркетолог и руководитель проекта. А дальше — кто знает? Может экстрасенс (для угадывания ваших мыслей и желаний).
В любом случае, вы должны понимать, что ваш сайт или программа- это не просто красивая картинка, и не набор функций, «с помощью которых опытный программист может сделать все что угодно». Это целый комплекс, сочетающий в себе как возможности, так и простоту и удобство. И если вы все еще не осознали — значит у ваших конкурентов есть серьезное преимущество. Ведь они наверняка уже повышают юзабилити своих продуктов.