Участие в тендерах в реальной жизни!

Уверен, что многие из вас так или иначе слышали или даже сталкивались с Тендерами. Я расскажу про свой, увы – негативный опыт работы с тендерами.
Итак, что же такое тендер? Это форма выбора исполнителя определенных работ по определенным показателям (цена, сроки, качество, дополнительные услуги, форма отчетности и т.д.).
Нам приходят заявки на участие в тендерах примерно раз в 2 месяца. Иногда, 2-3 раза в год, мы таки принимаем в них участие. Но, за все время выиграли всего дважды: в первом случае, я просто был знаком с директором, и он мне доверял. Во втором случае, я даже и не знал что это тендер, и я бесплатно консультировал по аське, а потом человек предложил стать постоянным исполнителем.

Если же говорить об участии в тендерах на общих основаниях, то я расскажу только те ситуации, с которыми столкнулся в этом году (необычайно много было заявок, и мы учувствовали в наиболее крупных, т.к. было очень интересно, да и бюджеты солидные). Итак, реальные примеры.
 
1. Крупный российский производитель АВТО. Пришел запрос за проведение рекламной кампании в связи выпуска новой модели. Интернет был одним из источников рекламы, наряду с ТВ, Радио, газетами и наружкой. После нескольких уточняющих писем все было выяснено, в назначенный срок все было отправлено и заказчик просто пропал. Когда же наконец удалось его вызвонить, они сказали, что вобщем-то Интернет их не интересовал, они просто узнавали цены, чтоб предложить заказчику (сами-то они просто посредники, которые взяли на себя ТВ и другое, а на Интернет искали субподрядчика). В итоге, так и пропали…
 
2. Совместная акция Натали и Винфорт (Украина). Тут совсем забавно. В прошлом году проводили акцию, но она не очень удалась. Хотя они точно не знали, т.к. никакой статистики не было. Вообще, меня порой поражает такой подход к делу. Денег не так уж и много, но ТМ известные, хотелось поучавствовать. Заявка пришла за месяц до начала самой акции (т.е. времени почти нет). Уточнять пришлось многое, т.к. заказчик толком не знал, чего они хотят, какие цели преследуют и вообще. Просто – есть установка провести АКЦИЮ! Что дальше с ней делать – непонятно.. Потом они болели, уезжали, никто не в курсе…В результате акция пошла.. ВООБЩЕ БЕЗ РЕКЛАМЫ. Хотя, может я и не прав? Скажите, кто-то слышал/видел где-то что-то о рекламной кампании Винфорта и Натали?
 
3. Крупный зарубежный холдинг, запускал сайт и требовалась полная раскрутка, договор на год, SEO, контекст, баннеры, форумы.. Все как положено. Тут у источников были немцы, все было серьезно. Несколько уровней тендера: общее предложение + образцы все документов, затем подробная презентация, и в конце – 20-минутное собеседование по скайпу с центральным офисом и представителями. Мы дошли до последнего и в назначенное время я больше часа общался по скайпу и рассказывал что и как. В итоге все класс. Все понравилось. Через неделю пришел отказ. Обоснование – самый главный заказчик решил, что компания обязательно должна находится в Киеве, для оперативной связи. При этом, хочу обратить внимание, что он сам находится в Германии. Связывается сперва с Москвой (отделение по бывшему СНГ), а оттуда потом связывается с Киевом (работа с Украиной). Какая ему разница, там, в Германии, сидим ли мы в Киеве или Одессе?
 
4. Небольшая компания хотела контекстное продвижение. Тут вобщем, совсем не интересно было: и компания не крупная, и денег не много, да и заработать на контексте много нельзя. Однако, на тот момент у нас уволился человек, который вел контекстную рекламу и я сам изучал этот аспект. Мне просто было интересно. Поэтому взялся, все сделал красиво, четко. Им понравилось. Через неделю пропали, на письма не отвечали. Позвонил – сказали выбрали другого. Причина? Молчат. Потом, парень мне отписал – понимаете, рекламу ведет какой-то знакомый директора.
 
5. И последний пример, который со мной произошел довольно давно, года 4 назад. Есть такая компания Ютеир. Крупные авиалинии. И вот, они запускали сайт и им требовалась полная раскрутка. Здесь тоже было несколько этапов. Сперва общие документы. Затем подробное КП. И в конце, нам отказывают, т.к. мы не очень оперативно работали (пришло письмо в 5 утра, я на него ответил в 12). Следует помнить про разницу во времени (у них офис кажется в Тюмени). Но суть не в том. Выиграл этот конкурс компания, которую я, как не искал, так и не смог найти ни в яндексе не в гугле. Удивительный парадокс, в конкурсе по рекламе в Интернете побеждает агентство, которое вообще никак не рекламируется и даже своего сайта не имеет (искал и по названию, и по виду деятельности, и по многим другим показателям…

Итак, каковы же основные аспекты тендеров в наших реалиях:

1. Заказчик хочет отступных – увы, самый банальный и распространенный вариант.
2. Еще до начала тендера исполнитель уже выбран, а тендер проводится «для отвода глаз».
3. Тендер проводится конкурентами, для анализа рынка, цен и конкурентов.
4. Тендер проводится под реального клиента, который в принципе, не хочет заказывать эту услугу, но ее ему все равно предлагают, по принципу «вдруг подойдет».
5. Тендер проводится действующим исполнителем для поиска новых идей.
6. Тендеры проводятся для отмывки денег.
Еще один момент. Очень часто тендеры проводятся для поиска субподрядчиков. Это касательно шестого пункта – отмывки денег. Смотрите, у вас есть фирма, или даже Государственное учреждение. Вам надо что-то сделать, например, выполнить 5 услуг. Вы открываете еще одну компанию, которая может что-то сделать, 1-2 из всех 5. Или даже ни одной. Отдаете выполнение услуг этой своей подставной компании, которая в свою очередь проводит тендер, набирает исполнителей за 30-50% от общего бюджета. Такое сплошь и рядом…
И последнее. Один раз был вообще потрясающий случай. За участие в тендере просили заплатить денег. Чтоб отсеять «всяких левых». Мало того, что на подготовку качественного предложения уходит полных 2-3 дня минимум. Так еще и платить (деньги не возвращаются). Это вообще было сверх-наглость…
О том, как отличить нормальный тендер от явного развода, я напишу в одной из будущих статей.
 


17 августа 2010