Как правильно сформулировать цели и задачи сайта

Каждый раз, когда мы решаем выполнить какое-то действие, мы мысленно задаем себе важнейший вопрос: что мне это даст? Если рассмотреть его более подробно, то он состоит из двух составляющих:
— что бы я ХОТЕЛ с этого получить?
— что я РЕАЛЬНО могу с этого получить?
Аналогичным образом и с сайтом (будь то сайт компании, интернет-магазин, ваш личный блог или что-то еще). При создании и дальнейшем управлении у вас в голове всегда должна быть видна итоговая цель: ЧТО ВЫ ПОЛУЧИТЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ.

Это может быть:
— повышение узнаваемости компании;
— обратная связь с клиентами;
— продажа товаров через интернет;
— работа с регионами или удаленными клиентами;
— поиск партнеров;
— получение дохода с рекламы;
— информационный бюллетень для партнеров и клиентов;
— система работы с удаленными работниками;
— и т.д…
Цели могут быть разнообразные, но в любом случае, они должны быть измеримы.
Если повысить узнаваемость – то насколько процентов?
Если обратная связь, то это скорее всего повышение качества, насколько?
Если продажа – то в каком объеме, по каким ценам?
Если поиск партнеров – сколько партнеров и в какой срок?
К сожалению, у нас пока делают сайты, исходя из вопроса Что я хочу получить? Но крайне редко изучают вопрос – Что рынок может мне предложить, под мой запрос (каков объем, по каким ценам и т.д.).
Возьмем простой пример. Тематика – продукты питания (это и доставка пиццы, и просто магазины, и соки…).
У вас небольшой магазинчик продтоваров, и вы задумываетесь, имеет ли смысл вкладывать деньги в серьезный он-лайн магазин?
Я бы рекомендовал обратить внимание на следующие элементы:
1. Тенденции и рост рынка всего интернета.
Тенденции рынка интернет
Такой график мало что дает, поэтому рассмотрим изменения на этих рынках в процентах. Тогда все станет более-менее понятно.
Тенденции рынка продуктов питания
На этом графике уже видно, что тренд продуктов питания практически полностью совпадает с трендом развития всего интернета.
На протяжении последних двух лет, доля пользователей интересующих нас тематик колебалась от 4% до 6%. Т.е. в среднем, составляет 5% общих польхователей.
Однако, нас интересует не весь интернет, а Украина, и конкретно – Одесса. Рассмотрим эти показатели.
2. Доля в регионах.
Имея общие представления о тенденциях, неплохо бы знать, на что нам рассчитывать в нашем регионе.
Тут полезно будет изучить следующие данные:
Доля посетителей из Украины: 4,8% (5,6 мил человек)
Доля посетителей в интернете раздела «продукты питания»: 5,3%
Доля посетителей в Украине раздела «продукты питания»: 0,47% (26320 человек).
Доля посетителей из Одесского региона по всем разделам: 6,2% (347 тыс. человек)
Доля посетителей из Одесского региона раздела «продукты питания»: 3,47% (913 человек).
Доля сайтов, о «продуктах питания» в интернете: 3,26%.
Доля сайтов, о «продуктам питания» в Украине: 0,95% (1250 сайтов).
3. Выводы.
Что дают нам эти цифры? Стоило ли их все рассматривать или только посмотреть по нужному нам региону?
Вообще, я считаю, что чем больше цифр есть у нас в распоряжении – тем более мы можем быть подготовлены к сюрпризам рынка.
Итак, проанализировав данные мы получаем:
Максимальная аудитория в Одессе: окола 1000 человек
Если интересует какой-то определенный район – можно попытаться выяснить его процентное соотношение к городу. Наложить поправочный коэффициент к типу района (спальный, деловой), покрытия интернета.
Нужно понимать, что 100% рынка Вам не захватить. Лидер может рассчитывать максимум на 70% рынка.
Количество новых покупателей (или повышение лояльности) может быть повышено на 1000*0,7=700 в неделю, или 3500 в месяц.
Если же мы делаем магазин, нужно учесть конвертацию посетителей в покупатели: в среднем она от 1 до 5% (более подробно нужно изучать эту тему). К примеру, выяснили что 3%. Получаем, что в идеале у нас может быть совершено примерно 100 дополнительных покупок через интернет-магазин.
Высчитывая средний чек, зная наценку на товары, и стоимость создания и продвижения сайта, можно определить насколько экономически оправдано создание подобного магазина.
Но и это не все. Можно изучить тенденции и соотношения в тематике по региону и Украине. Например, мы видим, что количество сайтов, посвященным интересующей нас теме в три раза меньше, чем в среденм по интернету. Значит, в ближайшее время конкуренция на этом рынке будет увеличиваться. Возможно, будут приходить иностранные партнеры и представительства, которые давно уже освоили интернет-пространство.
Доля посетителей в разделе «Продукты питания» в одесском регионе выше, чем в среднем по Украине, но ниже, чем в целом по интернету. Это объясняется значительной долей пользователей из регионов, которые редко посещают интернет-магазины, а больше интересуются развлечением (прогнозы погоды, гороскопы, новости, спорт…).
Кроме того, доля Одессы в «продуктах питания» ниже, чем в среднем доля Одессы в Украине. Все это говорит о том, что на рыке еще есть значительный (минимум в два раза) потенциал роста в данной категории. Но нужно провести «работу с клиентами», другими словами – создать спрос, научить пользователей покупать.
И еще некоторые другие интересные выводы можно сделать.
На абсолютную истину не претендую, но подобный анализ должен быть ДО начало работы, чтоб иметь представления о потенциале эффективности Вашего сайта.
Это первый этап, подготовительный.
Далее, следует изучить более подробно аудиторию в этой тематике, где она обитает, чем интересуется, каковы цены на продвижения в этом разделе.
Следующим шагом будет изучение конкурентов, построение SWOT-таблицы, как конкурента в целом, так и путей продвижения в интернете.
Далее изучаем собственный сайт: что делают пользователи, куда ходят, чем интересуются, откуда уходят… и т.д….
Еще раз подчеркну важный вывод: создание сайта – это всего лишь начальный этап вашего интернет-маркетинга, если конечно вы всерьез планируете заниматься этим вопросом, а не «для галочки».


22 июля 2009