Элияху Голдратт, Цель: процесс непрерывного улучшения и Цель-2: дело не в везении
Первая из книг этой серии: «Цель: процесс непрерывного улучшения» впервые была опубликована в далеком 1984 году. С тех пор многое изменилось, но суть и методы, описанные в ней можно применять и сейчас. Более того, любой предприниматель просто обязан это делать, независимо от размера компании и сферы деятельности.
Книги написаны простым языком и даже некоторые издатели называют их бизнес-романом, т.к. рассказ ведется от первого лица, с его мыслями, настроениями, семейными проблемами и прочими атрибутами РЕАЛЬНОЙ жизни, а не какой-то вымышленной абстрактной ситуации.
В первой книги речь идет об улучшении производства одного отдельно взятого завода, с вполне конкретными целями, проблемами, ограничениями. Эта книга посвящена теории ограничений, и подробно рассмотрено, как именно ее следует использовать, чтоб повысить производительность. Сразу хочу сказать, что под повышением как в первой, так и во второй книге, речь идет не о повышении на 10-15%, а про переход на качественно другой уровень, даже не в разы, а на порядки!
Во второй книге, Алекс (главный герой, который в первой Цели был директором завода), руководит уже целой диверсифицированной группой из нескольких кампаний, которые хоть и показывают неплохие результаты, все же недостаточно рентабельны и подлежат продаже. И теперь перед Алексом стоит задача повысить стоимость трех совершенно разных компаний, разных по масштабом и занимающихся разными видами деятельности. Вторая книга называется «Цель 2: дело не в везении» и посвящена построением древ решений и причино-следственным связям.
На первый взгляд может показаться, что книги действительно носят художественную нагрузку и в бизнесе применять их почти невозможно, ведь там описана слишком конкретная ситуация, и ее решение нельзя применить в другой компании. Но если внимательно присмотреться к предложенным решениям, то станет понятно, что как раз этот тип решения задач является более чем универсальным. Так, например, на каждом предприятии есть «узкие звенья», которые тормозят весь процесс производства (причем, это может быть как станок, как и определенный сотрудник или отдел).
Например, мы часто сталкиваемся с тем, что дольше всего ждем согласования от юридических отделов наших стандартных, шаблонных договоров, которые придираются к каждой мелочи, по 3-4 раза пересылают разные варианты и настаивают на каком-то пункте, который вообще не имеет к нам никакого отношения. И получается, что вопрос, который можно было бы решить за пол дня затягивается НА НЕДЕЛИ, а бывает и месяца.
Во второй книге, все еще проще. Красной нитью через Цель 2 проходит мысль о том, что самое лучшее решение — это что-то простое, банальное, и это никакое не новаторское решение, а просто здравый смысл. Но проблема подавляющего большинства людей в том, что они редко пользуются здравым смыслом, полагаясь больше на привычку и предписания Думаю, вы часто слышите фразы, типа: «Мы так всегда делаем», или «на нашем рынке уникальная ситуация», или «нет, это невозможно, потому что никто раньше не пробовал».
Большинство ограничений находится у нас в голове, и мы сразу отбрасываем огромное количество хороших идей только потому, что они или необычные, или потому что не нравятся. Если же, построить схему с самого начала — что надо, что есть, какие проблемы могут возникнуть, как их решить — можно найти очень оригинальные и нестандартные решения, которые помогут практически любому предпринимателю в его непростом деле.
Вобщем, очень хорошие и интересные книги, очень рекомендую к прочтению всем, даже не предпринимателям, а просто здравомыслящим людям. Уверен, каждый найдет для себя что-то полезное.
Кроме того, читается очень легко, реально прочитать за 2-3 дня без особых усилий.