Советы по трудоустройству

За всю свою жизнь мне пришлось быть свидетелем большого числа собеседований при принятии на работу в разных качествах (сам устраивался, принимал других, просто присутствовал при интервьюировании). Заметил, что большинство людей совершаю одни и те же ошибки. Причем, как мне кажется — довольно очевидные. Поэтому я решил дать несколько полезных практических советов для тех, кто собирается идти на собеседование.

Как гласит известная мудрость: вы можете только один раз составить о себе первое впечатление. Очень часто решение о том, что вы НЕ ПОДХОДИТЕ принимается в течение первых нескольких секунд, еще до того, как вы что-то начали говорить. На чем строится это самое первое впечатление?

Приходите вовремя

Вы не поверите, но многие еще не устроившись на работу умудряются уже опаздывать. Казалось бы, что может быть проще — выйти заранее, рассчитать время. Даже если вы попали в пробку, это не может являтся оправданием. Ведь это самая важная встреча на данной работе. И если вы на нее опоздали, что говорить обо всех других? Значит, вы будете опаздывать каждый день на работу?
Другая крайность — приходить заранее. Вы должны понимать, что руководители — люди занятые, и вам назначили определенное время не просто так. Вполне возможно, что просто не будет нужного человека раньше. Или же там другой кандидат на вашу должность.
Оптимальный «коридор» +/-5 минут. опоздать можно не более чем на 10 минут. Если же что-то случилось и вы опаздываете — позвоните заранее и предупредите. Не за 5 минут до начала собеседования сообщите что опоздаете на час, а как только осознаете, что вовремя быть не получится.

Подумайте о внешнем виде

Очень многие считают, что на работе их оценивают исключительно за их работу. Чаще всего это так, но при первой встрече «встречают по одежке», не забывайте этого. К нам несколько раз заходили в майке, шортах и шлепках. Вид, прямо скажем — не рабочий. Понятно, человек был на море, на обратном пути решил зайти. Это не преступление. Но это сразу говорит о том, что вы не серьезно подходите к желанию занять эту должность.
Конечно, это не означает что вы должны быть в костюме при галстуке. Но все же более-менее деловой стиль у вас должен быть. Даже если вы дизайнер-креативщик.

Приносите резюме

Еще один момент, который мне кажется очевидным — на все собеседования приносите с собой резюме. Даже если вы уже отсылали его по почте. Даже если идете по рекомендации. Даже если сказали, что резюме не обязательно. Все равно, резюме — это ваша визитная карточка на данный момент, и оно должно быть у вас с собой всегда. Пускай оно и не обязательно. Но именно оно может дать вам тот лишний бал, который склонит чашу на вашу сторону. Или не позволит отмести сразу.
Опять же, смоделируйте ситуацию, как бы вам больше понравилось: чтоб пришел человек в тапочках и достал мятую бумажку с кармана, или пришел серьезный молодой человек, с папочкой, достал документы в файликах..?

Ведите себя спокойно

Очень многие люди нервничают на собеседовании. От чего их речь становиться сбивчивой и неразборчивой. Не нервничайте, это не допрос на суде. Чаще всего на собеседовании обращают внимание не на то, что вы говорите, а на то КАК. Поверьте, намного перспективнее смотрится человек, который чего-то не знает, но уверенный в себе, чем сбивчивый и неуверенный в себе знаток.
Помните, что это всего лишь собеседование.

Делайте упор на свой опыт и успехи

Когда вас будут спрашивать о вашей прошлой работе, делайте упор не на процессе работы , а на ваших успехах и полученном уникальном опыте. Например, фраза: «мы запустили новый уникальный проект,…» звучит намного лучше «я три года писал отчеты о вращении оси 3 на 5».
Так же, если у вас есть какой-то уникальный опыт (а его можно найти практически в любой работе), подчеркните это.

Не отзывайтесь плохо о предыдущей работе/коллегах/руководителях

Безусловно, вас будут спрашивать о предыдущих работах и причинах ухода. Никогда, ни в коем случае не стоит отзываться о них плохо.. Даже если вы пытаетесь устроиться в компанию-конкурента. Во-первых, руководство может быть друзьями. Во-вторых, это означает, что причины всех проблем вы будете искать в окружающих, а не в себе. Ну и в-третьих — когда человек уволится (или вы его уволите), о вам будут отзываться так же нелестно.

Социально ожидаемые ответы

Есть такое понятие, как «социально ожидаемые ответы». Это и лексика, и отношение к определенным вещам. Например, если на прошлой работе у вас был начальник тиран и самодур, не следует так прямо и говорить. Скажите, просто «у меня были разногласия с руководством», или «я был не согласен со многими пунктами, в том числе и оплате труда».
Так же это касается и нерабочих моментов. Например, на вопрос, всем ясно, что вы сидите в соц сетях. Не стоит это отрицать. Как и говорить, что да, вы там пропадаете часами. Подготовьте спокойный ответ, типа: да, бывает я там переписываюсь со старыми друзьями, которые живут в другом городе.
На вопрос, как вы проводите свободное время, не стоит отвечать, что вы напиваетесь и танцуете стриптиз на столе. Ответьте, как все: читаю книги, встречаюсь с друзьями.

Честность и открытость

Конечно, если последняя книга, которую вы прочитали была букварь, то такого говорить не стоит. Но все же будьте честным и открытым на собеседовании. Не стоит врать, льстить, подлизываться. Ведь это все равно откроется. И даже если вы каким-то обманом попадете на данную должность, не факт что через неделю или месяц вас не уволят.
Открытость и честность — это вечные ценности. Их всегда заметят.

Задавайте вопросы

Не бойтесь задавать вопросы. Более того — это просто необходимо. Ведь вам в этой компании работать. Не бойтесь спросить про оплату, соц. пакет, больничный, отгулы. Ведь это двустороннее общение, и работа касается и вас в том числе. Если человек ничего не спрашивает — это вызывает подозрение.

Приходите подготовленными

При современном развитии интернета, сейчас можно найти информацию практически о любой компании. Даже если у нее нет сайта, наверняка есть какая-то информация в справочниках. Постарайтесь узнать, что за компания, чем занимается, какие есть отзывы. Это полезно и для вас (вам же интересно, где вы будете работать, а так же перспективы роста), ну и в глазах интервьюера даст пару плюсов.

Если вам отказали — не расстраивайтесь

Если вы по каким-то причинам не проходите — не стоит сразу же бросаться и писать на форумах, какие там все нехорошие люди. Вы должны понимать, что компания подбирает сотрудника под определенные функции. Возможно, вы слишком хороши для них.
В любом случае, это всего лишь собеседование. Не расстраиваетесь, узнайте, чем вы не подошли. Если взяли другого — то чем он выиграл? (просил меньше денег, у него больше опыта, за него попросили..?). Учтите свои ошибки и слабые места, исправляйте их и ищите работу дальше.

Если пригласили повторно — не ведите себя нагло

Бывает так, что компания выбрала не вас, но через неделю перезвонила и пригласила на повторное собеседование, ни котором вам сообщают, что все же готовы взять именно вас. Я лично видел, как у человека начиналась тут же звездная болезнь. Он начинал себя считать мега-крутым специалистом. Сразу захотел больше денег и дополнительные бонусы. Разумеется, мы ему отказали.
Помните, что могут быть разные варианты, это совсем не значит, что вы кого-то победили. Отнеситесь к этому как ко второму шансу (а не вы дали второй шанс компании). Ведь изначально выбрали не вас-то… Значит у вас не все отлично. Учтите это.

Будьте активным

Не стоит просто написать резюме, разместить его на каком-то сайте и ждать шквала приглашений от крупных компаний. Просматривайте вакансии сами, изучайте аналогичные резюме других людей, оценивайте свои шансы (зп/опыт/знания). Помните, что под лежачий камень вода не течет. В конце концов, это вам нужна работа…

Пишите резюме под конкретную должность

И последний совет — пишите резюме под конкретную должность. Даже если вы работаете в одной сфере, все равно, под каждую компанию на одну и ту же должность можно высветить более выгодные позиции. Это может быть опыт в данной сфере, научная работа по близкой теме, участие в конференции, курсы повышения квалификации.
Это даст вам еще одно преимущество, по сравнению с конкурентами.
Надеюсь, эти простые советы помогут вам найти подходящую работу. А компания — подходящих сотрудников.
 


5 октября 2011