Законы простоты: как сделать жизнь проще

Эта статья построена на основе книги Джона Маэда «Законы простоты. Дизайн, технологии, бизнес, жизнь». Но я решил ее сделать не как рецензию к книге (книга стоящая, если есть время и возможность – обязательно прочтите), а как список рекомендаций по упрощению. Эти универсальные законы подходят ко всему: к дизайну, к жизни, к правилам бизнеса… А самое главное – все они построены на здравом смысле и логике. И главный закон – нет никаких окончательных законов. Есть всего лишь рекомендации.

Итак, перейдем непосредственно к этим принципам и краткой характеристики.

1. Сокращайте все, что можно.

Еще в институте я помню, что проблемы с написанием курсовых, рефератов, дипломов и контрольных были двух типов: нечего писать или слишком много написано. Так вот, вторую проблему решить намного сложнее. Как выкинуть то, что ты так долго писал, придумывал? Тем ни менее, если присмотреться ко всему, что мы делаем, я уверен, каждый найдет повторяющиеся вещи, очевидные вещи, ненужные, неактуальные и т.д. Уберите то, что ненужно или нужно крайне редко крайне небольшой группе людей. И вы увидите, что 100 страниц текста превратиться в 15, меню из 3 экранов уложится в 7 пунктов, а на рабочем столе освободиться огромное количество свободного места. Сокращайте, и делайте это постоянно. Это не разовое занятие, ведь хлам (и на рабочем столе, и в голове и в жизни) имеет привычку браться из неоткуда, в противовес первому закону термодинамики.

2. Организация значительно упрощает.

Второй принцип гласит, что правильно упорядоченный беспорядок намного проще и понятней, чем беспорядок беспорядочный. В доказательство, возьмем простой пример: купите большую пачку M&M, рассыпьте их на стол. Правда, ужасно и ничего не понятно? А теперь аккуратно разложите их по цветам: зеленые к зеленым, красные к красным и т.д. Теперь посмотрите еще раз на стол. Вот чудо – количество конфет не изменилось (ну, почти, уверен 1-2 в процессе сортировки вы все-таки съели). Но картина совсем иная. Небольшая система, и беспорядок стал более понятен. А теперь их можно разложить в порядке возрастания по принципу радуги, или по размеру. Аналогично и с делами, и с пунктами меню… Организация чего-либо неизменно ведет к упрощению, по крайне мере восприятия.
Кроме того, при организации намного проще понять, что можно сократить (по 1 закону).

3. Время – наш главный друг и враг.

О тайм-менеджменте написано столько книг в разных направлениях, как наверное ни в одной другой сфере: в бизнесе, в личной жизни, в управлении проектами, в менеджменте. Самое главное – время надо беречь. Его надо планировать, экономить, прогнозировать. Ко времени нужно принимать те же самые принципы: организация, отсечение лишнего, планирование. Если у вас в голове просто крутиться, что сегодня безумный день – то я уверен, вы не сделаете и половины того, что могли бы. Однако, если вы все себе распишите, на каждую задачу ответеде определенное время и вовремя перейдете к другой – может что-то вы и не успеете закончить на 100%, но по крайне мере вы точно будите знать, что именно и насколько готово.

4. Учиться никогда не поздно.

Знания – сила. Мне кажется, что с этим и спорить никто не будет. Многие скажут – это не надо, это не интересно, это скучно. Но вспомните себя. Могли ли бы в 5-6 классе написать эссе по «Мастеру и Маргарите»? Или решить какое-то сложное логарифмическое уравнение? А в старших классах вы все это делали с легкостью. Просто у вас было больше знаний и опыта. В работе тоже самое. Делать сложную задачу с багажом знаний намного проще, чем простую из совершенно незнакомой для вас области.

5. Различия: чем простое отличается от сложного.

Суть данного принципа в том, что вы бы никакая вещь не находиться в вакууме. Так или иначе, вы встречали что-то подобное, ведь вы это как-то сравниваете? Именно на этом сравнении и построен 5 принцип. Если бы не было сложного, как бы вы оценили простое? Если вы изо дня в день выполняете одну и ту же работу, как понять, простая она или сложная? Всегда нужен какой-то эталон, с которым можно сравнить. Ведь если в день вы разгружаете 250 кг угля, то 300 – для вас сложно, а 200 легко. А если вы ежедневно перекладываете лист бумаги с левого угла в правый 10 раз, то 7 раз для вас легко, а после 13 перекладывания вы уже переработаетесь.

6. Все нужно воспринимать в контексте.

Нельзя воспринимать какую-то вещь, оторванную от контекста. Вы и сами наверняка знаете, что одна и та же фраза или слово в разном контексте может означать совершенно разное. Аналогично и в дизайне – желтая полоса сама по себе ни проста ни сложна, на одном макете она может быть явно лишней, а на другом – совершенно аналогичной. Кроме того, не стоит забывать, что какая-то мелочь, которая стоит совсем далеко, при определенных условиях может быть самым главным в вашей жизни (например, номер пожарной службы. Возможно, вы наберете его всего 1 раз в жизни.. но в этот момент это будет самый главный звонок за всю вашу жизнь).

7. Главное – эмоции.

Этот закон строго противоположен общему мнению, что это всего лишь бизнес. Мол, только с голодной головой и твердой рукой можно делать серьезные вещи. Седьмой закон гласит, что ничего подобного – только с душой можно делать что-то хорошо. Другими словами вы должны любить, то что делаете, делать его с душой, и тогда результат вашей работы сам по себе будет простым, понятным и качественным во всех отношениях.

8. Доверие – залог простоты (и успеха).

Обратимся к нашей повседневной жизни. Скажите, насколько просто вы считаете отправку телеграммы? Не задумывались ли вы, почему отправка e-mail или звонок по скайпу для вашей бабушки кажется таким сложным? Данный закон гласит – все дело в доверии. Вы толком не знаете, кто пример вашу телеграмму, насколько он/она будет внимательным, точно ли ее отправят. А что будет дальше? Аналогично, ваша бабушка не может понять, как это только что отправленное письмо уже через минуту будет читать адресат. Да еще и фото смотреть. То, что мы не понимаем – кажется нам сложным. То, чему мы не доверяем – непонятным и сложным. Поэтому, если вы вызовите доверие (у партнеров, у девушки, у заказчика) – у них сложиться впечатление, что отношения с вами простые и понятные.

9. Неудача – неотъемлемая часть успеха.

В фильме «Бетмен: начало» мне очень нравится слоган: зачем мы падаем? Действительно, зачем все эти шишки, неудачи, промахи? Всего лишь для того, чтоб в конце концов найти правильное решение и после череды неудач получить то самое самое лучшее решение. Хотя, что тут изобретать, есть же старая как мир пословица: на ошибках учатся. Вобщем-то, ошибка и есть неудача на пути к успеху. Если у вас не получилось что-то упростить с первого раза – это не значит, что вам ничего не получилось. Это просто значит, что вы уже сделали свой первый шаг к тому самому упрощению. Ведь наверняка у вас бывало так, что вы что-то делаете, не получается, вы ломаете голову, и уже думаете, что эта задача нерешаемая. И тат бац, у вас меняется лицо (примерно как прозревает др. Хаус), и все становиться простым и понятным (по легенде именно так Менделеев открыл свою таблицу).

10. Уберите все очевидное и добавьте необходимое.

И последний по списку, но не по значению. Одна считают, что повторяя снова и снова очевидные вещи вы закрепляете за собой авторитет (ведь очевидное чаще всего считается правильным и мудрым). Но с точки зрения простоты – если оно действительно всем известно и понятно – зачем его вообще вставлять? Простой пример из школы – сзад на тетрадках была таблица умножения. И шла она с 2 до 9. Там не было списка умножения ни на 1 ни на 10. А зачем? Ведь очевидно, что при умножении на 1 число будет таким же. Экономия места, простота и удобство – вот что вышло в результате. С другой стороны – необходимое – это то, что нужно но отсутствует. Иногда кажется, что вроде бы все есть и все понятно, а начинаешь делать – бац – нет кнопки КУПИТЬ. Такие вещи случаются довольно часто. Ведь вы все время об этом думаете, оно все у вас в голове, и самые важные вещи у вас в голове крутятся постоянно. Именно поэтому о них легче всего забыть. Итак, последний принцип – убираем все очевидное и добавляем необходимое.



Вот и все принципы. Используя их, вы значительно упростите себе жизнь во всех ее аспектах!

16 Февраль 2012