Недобросовестная реклама конкурентов

В большинстве цивилизованных стран запрещено использование в рекламе торговых марок конкурентов. Чаще всего, рекламное агентство или носитель требует предоставить свидетельство о том, что та или иная торговая марка является вашей собственностью, и только тогда вы сможете ее рекламировать. Зачем это делается? Несложно догадаться… Такие жестко конкурентные войны, как например между Кока-колой и Пепси, Найком и Адидасом, Levis и Calvin Klein, BMW и Мерседесом не знают границ.

С одной стороны, это сделано для отсутствия недоброкачественной рекламы. Мол, каждый должен отвечать только за себя. Но с другой, как я уже писал, маркетологи и рекламисты являются своеобразными носителями культуры. Простые люди воспринимают то, что видят по телевиденью, слышат по радио, замечают на Биг Бордах – как истину.
Вот, например пару лет назад в Москве можно было заметить такие интересные биг борды, размещенные рядом:
Реклама конкурентов
С одной стороны, интересно. Креативно. Забавно. Но что подумает потребитель? Кроме того, что в Эльдорадо цены ниже? А подумает он, что раз такие крупные кампании могут так легко «наезжать» друг на друга, что же говорить про нас, простых смертных?
Ведь, как известно, дурной пример заразительный. Пререкания в большом бизнесе подают дурной пример людям. Причем, это еще не самый худший вариант… Порой в рекламе доходит до откровенных «наездов» и оскорблений.
Возьмем пример, который коснулся непосредственно нас. Буквально на днях, мы заметили, что наш конкурент рекламируется по запросу нашей кампании, а так же близким нам запросам, например «проверка позиций»:
Реклама Seolib
С одной стороны, уважаю за идею. Но с другой.. разве это дело?
И мы вынуждены были срочно делать ответный ход, и уже через пару часов страница выдачи выглядела примерно следующим образом:

Реклама Seolib
По Сеолибу реклама

Причем, реклама была запущена и в Google.Adwords и в Direct.Yandx – хотя в яндексе и с задержкой в пару дней. Безусловно, нам пришлось принимать контр-меры, и запускать аналогичную, мягко говорят, не самую качественную рекламу и по запросу конкурентов…
Реклама Seolib
Seolib-реклама

Две недели спустя, реклама конкурентов была остановлена (то ли деньги кончились, то ли не от эффект, что ожидали).
В чем недостаток обмена такими «любезностями»с точки зрения общества? Ну поигрались бы, как дети, пообзывали бы, как в детском саду? А дело в том, что (опять же в цивилизованных странах), все нужно измерять финансово. Подобный «обмен любезностями» увы, никаких существенных преимуществ пользователям не дал. Ведь реклама была направлена не на привлечение новых пользователей, не на расширение рынка, а на «переливание» из одного сервиса в другой в рамках уже существующего рынка. Кроме того, маркетологи и другие специалисты, вместо того, чтоб улучшать сервис, придумывать новые услуги направляли свои усилия на совершенно непродуктивные действия (причем, в обоих кампаниях). Ну и не стоит забывать о социальном эффекте. Пользователи считают, что если вы можете не очень этично вести себя по отношению с конкурентами, значит, аналогично можете себя вести и с ними- клиентами..
Увы, зачастую это так…
Поэтому , я настоятельно рекомендую все маркетологам основные  усилия направлять все же на свою кампанию и изучения потребностей рынка, а никак не на конкурентов (но это совершенно не означает, что на них вообще не стоит обращать внимания! Именно конкуренция заставляет нас постоянно совершенствоваться и приносить больше пользы клиентам)!


22 февраля 2011