Настройка событий в Яндекс.Метрике и Googla.Analytics

Каждый раз, когда я встречал описание событий в аналитике, к своему стыду – пропускал эту тему, считая тех, кто умеет их настраивать и анализировать гениями программирования. Однако, интерес победил страх (и лень), и я начал внимательно изучать отслеживание событий. И оказалось, что в этом нет ничего сложного, любой может их освоить. А вот пользу, которую они дают аналитику – переоценить очень сложно. Сегодня мы рассмотрим, что же такое событие и как их настраивать в Яндекс.Метрике и Google.Analytics.

Что такое событие на сайте?

Если кратко, то событие – это все, что делает пользователь на вашем сайте. Т.е. вот вообще все, от загрузки страницы до отправке формы и нажатия любой клавиши/комбинации клавиш. Вот некоторые примеры событий, которые могут быть полезны в аналитике:

  • клик по ссылке;
  • наведение мышкой на кнопку;
  • установка фокуса на поле;
  • правильный ввод e-mail в поле в форме;
  • успешная отправка формы;
  • скролл окна;
  • ошибка при заполнении поля;
  • нажатие/удержание/отпускание клавиши;
  • выделение текста.


Вобщем, если этого вам мало, более подробно почитайте на любом сайте о javascript, например: https://learn.javascript.ru/introduction-browser-events или http://htmlbook.ru/html/attr/event.
Чтоб было более понятно рассмотрим конкретный пример. У вас интернет-магазин и есть карточка товара, на которой есть вкладки. Вы хотите узнать¸ как часто и куда люди нажимают? Для этого будем отслеживать событие «клик по вкладке».
Пример вкладок, которые хотим отслеживать
Сделать это можно двумя способами (на самом деле способов больше, но кто знает JS сделает как ему удобней, а новички и даже те, кто не знают, пусть используют простой код. Можете прямо этот копировать.)
Итак, открываем код, и видим там что-то подобное:


Первый способ – это добавлять код прямо к линку:

 С этим товаром покупают 

Какой именно код поговорим ниже.
И второй вариант – по клику вызывать функцию и передавать и все действия делать непосредственно в ней:

С этим товаром покупают
  // Этот код размещаем где-то внизу страницы или в файле script.js.

Второй вариант более удобен в том плане, что в функции может быть сразу несколько действий. Кроме того, какая-то функция может быть уже назначена. Тогда вы просто находите эту функцию и в нее добавляете нужный код от Метрики или Аналитикса.
И теперь переходим к самому интересному.

Настройка событий в Яндекс.Метрике

В Яндекс.Метрике события можно отслеживать через цели. Т.е. вы создаете определенную цель, выбираете тип условия «Javascript-событие» и указываете идентификатор:
Настройка цели событий в Метрике
Все что нам остается сделать, это в нужном месте указать код по шаблону yaCounterXXX.reachGoal(‘YYY’); где XXX – номер вашего счетчика (один на весь сайт), а YYY – идентификатор, который мы придумали для данной цели. Для каждого таба нужно создать свою цель и указать свои события.
В результате у нас получается что-то такое:

   

Если же вы выбираете второй способ, то сперва он может показаться вам сложнее, но в дальнейшем оправляет затраченное время. Например, если вы хотите это же событие отслеживать и в GoogleAnalytics. Тогда можно сделать так:

   

В дальнейшем, я буду использовать только 1 строку, надеюсь, аналогия понятна.
Важный момент: используйте разные кавычки. Это важно, т.к. код может поломаться и вообще раскорячить всю страницу. В двойные помещайте действие, в одинарные переменную, как это у меня в примере.
Вот в принципе и все. Теперь при клике по ссылке табу у нас будет срабатывать соответствующая цель.

Настройка событий в Google.Analytics

В Гугле все намного интересней. Во-первых, кроме самой цели там есть специальные отчеты по событиям. Кроме того, само событие может иметь три разных параметра, которые позволят удобно группировать и анализировать различные действия.
Общий вид команды на событие выглядит так:

ga('send', 'event', “Категория-обязательно”, “Действие-обязательно”, “Ярлык-необязательно”, ценность(цифра)-необязательно);

Например, у клик по нашей кнопке видео может выглядеть так:

ga('send', 'event', 'tab', 'click', ‘Видео’);

А для отзывов соответственно

ga('send', 'event', 'tab', 'click', 'Описание');

В результате код будет выглядеть так:

Видео

Или, вот так:

Видео

Названия можно использовать как латинскими буквами так и русскими. Главное не забывать про кавычки. Ценность события мы пока не трогаем. Ее мы рассмотрим более детально в одной из будущих статей про цели.
Теперь у нас есть целый ряд событий, у которых одинаковые категория и действие, но разные ярлыки. Рассмотрим несколько примеров, чтоб окончательно понять пересечения событий по разным параметрам. Предположим, что вы хотите отслеживать написание отзывов на вкладке отзыв. Для этого вы можете использовать другое событие, с категорией tabs, действием – «написание отзыва» и ярлыком «отзывы». Кроме того, отзыв можно написать еще и на странице отзывов. Там указываете событие, например ga(‘send’, ‘event’, ‘page-review’, ‘Написание отзыва’, ‘Отзывы’);
И теперь вы можете анализировать срезы:

  • все действия на вкладках;
  • все просмотры вкладок;
  • просмотр конкретной вкладки;
  • все действия на отзывах (просмотры и написание отзыва);
  • написание отзыва в любом месте;
  • написание отзыва на странице…

Другой пример. На вашем сайте можно отправить заявку, кликнув по кнопке, а можно заказать обратный звонок, кликнув по другой кнопке (а еще лайвчат, например). Каждому из этих действий вы можете присвоить категорию – заявка, действие – клик по кнопке, категория – звонок/форма/лайвчат. И т.д. Тут уж дайте волю воображению. Только заранее подумайте, что конкретно вы захотите отслеживать в результате.
Далее, если вам нужно настроить цель, то в соответствующем разделе выбираем создание новой цели, тип – событие, и указываем когда именно ее нужно активировать.
Пример настройки целей на событие в GA
Что интересно, совсем необязательно заполнять все три поля, достаточно хотя бы одно. Например, вас интересуют все клики по табам – заполняете поле действие – таб. Или вас интересуют написание отзывов – указываете соответствующее действие. Или же все три поля.
Внимание! Если вы размещаете код через Google Tag Manager, то такой код работать не будет. В этом случае настройка событий происходит непосредственно в ТагМенеджере. Подробнее об этом в одной из следующих статей.

Отчеты по событиям в Google.Analytics

Отчеты по событиям есть на специальной вкладке События в разделе Поведение.
Отчет по событиям в GA
Структурированы они по принципу от общего к частному (Категория->Действие->Ярлык). Но ничто не мешает вам создать любой отчет по любому полю. Гугл в этом плане очень гибкий.
Кроме того, вы можете добавить интересующее вас событие в любой отчет в качестве дополнительного параметра.
Отчет по событиям с дополнительным параметром в GA
Ну и конечно же создать собственный сегмент с нужным вам параметром события.
Создание сегмента с участием события в GA
Надеюсь, материал будет полезен и интересен всем, кто занимается аналитикой. Если есть вопросы — пишите в комментариях или на почту admin@marketnotes.ru.


15 августа 2016