Влияние и манипулирование: общие цели разными способами

Несколько лет назад весь мир буквально помешался на психологии и самоанализе, на позитивном настрое, самолечении, и так далее и топу подобное. Доходило до абсурда, а семинары и книги с громкими названиями становились бестселлерами. Кругом зияли заголовки: «быть счастливым просто», «визуализация будущего», «психология для бизнеса», «манипулирование для лучше жизни».

Я уже молчу о самом популярном фильме и диске:
Влияние на свое будущее
Основной упор делался именно на манипулирование людьми и созданием, своим и чужими (причем, часто не уточнялось чем именно, вот просто – манипулирование, и все тут!). Что самое обидное, что люди велись, искренне веря, что можно стать хозяином мира «всего за 5 уроков манипулирования личностью», или построить самого себя… Совершенно не понимая что это такое. Даже сейчас довольно распространены подобные высказывания и рекламные слоганы:
Влияние и манипулирование
Лично для меня эта надпись по своему глубокому смыслу схожа с чем-то типа: «перечитай Евгения Онегина, выучишь таблицу умножения!»
Дело в том, что манипулирование и влияние – это совершенно разные вещи. Они противоположны по своему воздействию, хотя зачастую приводят к одной и той же цели.
Ведь манипулирование, это как правило сложная и запутанная уловка, система приемов и хитростей, с  помощью которых вы пытаетесь добиться от человека чего-то, какого-то его действия или наоборот, бездействия.
Влияние же – это реальная сила, с помощью которой вы так или иначе изменяете действие (ну или мнение и отношение) другого человека.
Чтоб было более понятно, возьмем простой пример. Например, вы хотите чтоб ваш сотрудник съездил вместо вас на встречу. Зная этого сотрудника и его слабости, вы можете таким образом преподнести информацию, чтоб он сам захотел поехать, а вы, долго отговаривали его, но потом все-таки согласились и отдали свою поездку (Ой, там такие нудные партнеры, опять потащат в этот дорогущий ресторан, а я сегодня что-то неважно себя чувствую, но опять придется сидеть там…). Как-то так.
В то же время, если у вас есть реальное влияние на человека (это может быть как административное, так и психологическое влияние) – вы можете его просто попросить, или приказать, но в любом случае он будет осознавать, чего именно от него хотят, что он получит в замен, а так же осознавать возможные неприятности, которым он может быть подвергнут.
Влияние заключается в том, что у вас есть некоторая над человеком – будь то прямое руководство, или он ваш должник, или же вы для него большой авторитет. При манипулировании же, основная цель подтасовать факты и ситуацию преподнести так, чтоб «жертва» сама захотела сделать то, что выгодно вам, а самое интересное, чтоб она (жертва) решила, будто это ее собственное решение.
Самый распространенный и популярный метод манипулирования в последнее время – это так называемые ПИКАПы (методы съема). Причем, направлены как на мужчин так и на женщин. Если кратко, то вы строите из себя того, кем хочет вас видеть партнер и на какое-то время вы становитесь идеальным с ее/его точки зрения.  Но это временное помутнение разума, сиюминутный импульс.
Влияние же, наоборот, строиться на каких-то фундаментальных факторах. Например, вы поражаете своим умом, смелостью мысли или красноречием.
Я бы выделил 3 уровня влияния: административное (когда вам приказывает начальник, или просто старший); личное влияние (например, при покупке телевизора вы берете с собой друга чтоб он посоветовал, или советуетесь с женой при выборе чего-то в чем она не разбирается, но все равно она имеет влияние на вас); и профессиональное влияние (это когда в том же магазине бытовой технике вы советуетесь с консультантом, и ведь не факт что он профессионал в этой области, но вы все равно полагаетесь на его совет).
Сравните поведение продавца-консультанта:
Вариант 1. Смотрите, какой ноутбук! Учтите, он последний, и уже его спрашивали, но если вы возьмете прямо сейчас, то так и быть, вам отдам. Даже небольшую скидку сделаю. Он отлично вам подойдет для всех целей.
Вариант 2. Обратите внимание на эту модель. Этот четырехядерный бук, брендовый, европейская сборка. Стоит немного дороже, чем средняя линейка, но зато вы будете уверены, что это не Китай и он проработает минимум несколько лет. Гарантия два года. Если вы планируете много работать и запускать сложные многофункциональные программы, то это оптимальный вариант для вас.
Как видно, в обоих вариантах цель одна – продать ноутбук. Но в первой, продавец манипулирует вами, подталкивая к покупке, причем так, чтоб вы думали что сами этого захотели. Во втором же случае он влияет на ваш выбор, предоставляя нужную вам информацию.
О том, как получить влияние (или где выучиться манипулированию), поговорим как-нибудь отдельно. Главное что я хотел показать – что это совершенно разные инструменты. Лично мне больше нравится именно влияние, поскольку оно более сильное и долговременное. К манипулированию можно прибегать только в самых крайних случаях, потому что оно может дать только краткосрочный результат. А в перспективе, когда манипуляция будет раскрыта – станет только хуже…


7 февраля 2011