Сводные таблицы: зачем они вообще нужны?

Сегодня я хочу рассказать о таком полезном инструменте, как сводные таблицы. Вообще, если вы не используете сводные таблицы, это значит что Эксель (и Гугл докс) вы используете на 10%! Это мега-полезный и удобный инструмент, с помощью которого можно быстро получить итоговые данные по различным срезам и в нужном формате. Рассмотрим подробно как их создавать и настраивать в программе Микрософт Эксель, а так же в GoogleSheets.

Итак, представим, что у нас есть выписка с банка по кредитной карте. Выглядит она примерно так (Я упростил, оставив основные поля).
набор данных для таблицы

Сводные таблицы в Excel

Для того, чтоб создать сводную таблицу, просто выделяем нужные столбца и на вкладке Вставка кликаем по Сводная таблица (в разных версиях может выглядеть немного иначе, но не сильно).
Добавление сводной таблицы в Экселе

В открывшимся окне выбираем, где хотим ее создать – на новом листе или на уже существующем и нажимаем ОК. Вобщем-то все, таблица создана. Теперь нам нужно ее настроить, чтоб выводились только нужные нам данные.
Сама структура таблицы довольно понятная. Берете нужный параметр и перетаскиваете в соответствующее поле. Например, вас интересует сумма затрат по категориям. Для этого перетаскиваем Категории в Строки, а Сумму в Значения:

Создание сводной таблицы

Допустим, мы хотим кроме самой суммы увидеть еще количество операций (сколько раз платили за категорию). Для этого еще раз переносим Сумму в столбец, кликаем по ней и в выпадающем списке Параметры поля значений.
Откроется окно настройки, где вы и сможете выбрать нужный параметр, например, минимальный/максимальный, сумма (по умолчанию), среднее или, как в нашем случае – количество.
Получаем:

Настройка поля таблицы

Обратите внимание, что вы можете настроить внешний вид таблицы, например, добавить итог, переименовать поля.
Настройка внешнего вида сводной таблицы

Если поставить несколько строк, они будут раскрываться как вложенные списки.

Вложенные строки таблицы

С полями Фильтр и Столбцы, думаю все понятно итак.
Как видите, ничего сложного.

Сводные таблицы в Google Sheets

На первый взгляд, сводные в Google Docs могут показаться сложнее и запутаннее. Но если вникнуть, все становиться просто и понятно и для более сложных таблиц лично мне Гугл больше нравится. Итак, возьмем ту же исходную таблицу с расходами по категориям. Выделяем, идем в Данные -> Создать сводную таблицу.
Создаем сводные таблицы в Гугл Докс

Несмотря на внешнее отличие от Экселя, суть та же, видим такую картинку, где присутствуют Строки, Столбцы, Значения и Фильтр.
Настройка строк для сводной таблице в Гугл

В строки добавляем Категории, а в Значения — Сумму, при этом точно так же добавляем ее два раза, один раз как сумму а второй как количество:
Настройка строк для сводной таблице в Гугл

Аналогичным образом, можно настроить внешний вид таблицы, добавить второй уровень столбцов, и т.д.
Настройка второго уровня столбцов для сводной таблице в Гугл

Как видите, ничего сложного.

Общие советы и рекомендации по сводным таблицам:

— Если у вас пропал левый блок настроек, не переживайте, просто поставьте курсор на сводную таблицу (выделите любую ячейку), и все появиться;
— Следите за форматами данных, помните про точки и запятые, особенно в экселе, не сохраняйте цифры в виде текст, следите за пробелами в цифрах (1 256 – не число а текст с пробелом);
— Обратите внимание на даты. Если столбец дата правильно импортирована в дату, появляются дополнительные возможности и фильтры;
— Если хотите работать с отдельными блоками сводной таблицы, можете ее копировать и вставлять в другое место. Но вставляйте только значения, без формул, иначе скопируется вся таблица со всеми связями:
Вставить только значения таблице в Гугл

Ну и последнее – вы можете выделить не только уже имеющуюся таблицу, но и полностью все строки в колонке. В этом случае при добавлении новых данных в исходную таблицу, сводная будет обновляться и учитывать эти данные.

Вот и все. Конечно, есть еще много чего интересного в сводных таблицах, но основной функционал, который покрывает более 80% потребностей пользователя мы рассмотрели. Надеюсь, это полезный материал.
Если есть вопросы или дополнения – пишите мне на почту или оставляйте комментарии.


3 ноября 2020