Пример позиционирования компании «Seolib.ru»

По статистике запросов заметил, что многие приходят на сайт в поиске не просто общей информации о позиционировании, а конкретный пример позиционирования компании или товара на рынке. Поэтому я решил выложить небольшой пример реального позиционирования нашей компании. Конечно, оно не столь подробное и всеохватывающее, но и компания у нас, относительно, небольшая. Думаю, этот пример поможет вам заложить основу для дальнейшей работы в вашей собственной компании.

1. План позиционирования.

В первую очередь следует очертить круг проблем, которые мы хотим рассмотреть в данном случае. Дело в том, что само позиционирование охватывает практически все сферы как производства так и реализации и послепродажного обслуживания. Мы же рассмотрим только основные аспекты.
Итак, что же такое позиционирование? Это занятие определенной ниши в создании потребителей, явно обособленных и выделяющихся среди конкурентов.
Позиционирование сервиса Seolib.ru: набор удобных инструментов анализа сайты с целью его успешного поискового продвижения по доступным ценам.

Исходя из этого мы выделили три основные аспекта, которые следует обозначить:

— кто является нашим клиентом;
— какие именно особенности должны выделять наш сервис среди конкурентов;
— каков план продвижения этих особенностей следует выбрать.
Теперь перейдем непосредственно к анализу этих элементов.

Схема позиционирования компании

2. Выбор целевой аудитории для позиционирования.

Для успешного позиционирования следует четко обозначить для себя свою целевую аудиторию, описать ее и обозначить размер. Для упрощения, в данном примере мы опустим подробное описание и расчет, т.к. этот пункт включен в общий план маркетинга, который я распишу отдельно, т.к. на нем следует остановиться подробно, ведь целевая аудитория – ключевой момент!!!
Итак, нашей целевой аудиторией являются пользователи Интернета, которые занимаются продвижением сайтов (как своих, так и клиентов за деньги).
Их можно разделить на следующие группы:
Пользователи-новички – только начали заниматься продвижением, в основном собирают информацию, экспериментируют с бесплатными сервисами, максимально на всем экономят. Данная группа не особо интересует.
Пользователи-любители – эта группа уже разбирается в продвижении, знает, что им надо, но и не против новых интересных инструментов и экспериментов. Согласны тратить часть денег за удобство и экономию времени. Данная группа интересует.
Пользователи-гуру – авторитетные пользователи, имеющие большой опыт. Часто изучают новинки, но как правило пользуются своим собственным софтом. В целом, деньги на сторонние сервисы тратят неохотно, и не столько из экономии, сколько из желания скрыть своих клиентов, а так же способы продвижения. В целом, интересует группа, однако больше в качестве консультантов и положительных рекомендаций.
Небольшие и средние компании, занимающиеся продвижением – у этих компаний, имеется несколько клиентов на продвижение и поэтому менеджеры готовы тратить средства на удобные системы анализа и отчетности, как для себя, так и для руководства и заказчика. Эта группа наиболее интересна.
Крупные компании – эти монстры рынка как правило имеют свой софт, а в последнее время еще стали его выпускать в общее использование. Сейчас таких систем уже несколько: SeoPult, Rooke, WebEffector, MegaIndex. В данном случае эти компании следует рассматривать не как клиентов, а уже как конкурентов.

График распределения целевой аудитории

Целевая аудитория для позиционирования

• на самом деле целевых групп мы выделили больше, не 6 а 9 (есть еще посредники, частные лица, самостоятельно продвигающие сайты и компании, продвигающие свои корпоративные сайты). Однако, в данном случае это существенной роли не играет, поэтому я упростил. Подробно это будет рассмотрено в отдельной статье по Целевой Аудитории.

3. Выделение ключевых особенностей для Позиционирования (УТП).

Ключевая особенность (или УТП – уникальное торговое предложение) представляет собой набор характеристик, которые в сознании потребителя присуще только вашему товару/услуге. Наличие УТП является ключевым моментом позиционирования, да и всего комплекса маркетинга. Ведь именно оно позволяет потребителям выделить ваш продукт среди множества конкурентных предложений.
В первую очередь следует выделить ключевых конкурентов (как отдельные компании так и группы) и расписать их позиционирование. Затем выделить свободные ниши на рынке и в сознании потребителей и определить, какая из них больше всего нам подойдет. На нашем рынке сервисов для SEO обычно выделяют две характеристики: качество анализа (функционал, настройки, удобство, глубина) и цена.
Упрощено, карту конкурентов можно увидеть на рисунке ниже.

График распределения товаров на рынке по координатам цена/качество.

Общая схема конкурентного позиционирования

Как видно из схемы, заняты ниши: некачественные товары по низким ценам, и средние цены за товары среднего качества.
Синими кругами выделены свободные ниши: высокое качество по низкой цене, высокое качество по высокой цене и низкое качество по высокой цене.
Последнее сразу можно отбросить, т.к. никто не будет платить за некачественные сервисы. Первый, конечно, является наиболее оптимальным, но экономически невыгодным, т.к. низкая цена подразумевает небольшой доход, который можно увеличивать только за счет эффекта масштаба, а он, в свою очередь постоянно будет увеличивать нагрузку и требовать все новые и новые инвестиции в техническое развитие сервиса.
Поэтому, мы останавливаемся на сегменте предоставления высокого качества услуг по ценам, выше средних. Конечно, стремиться будем к снижению стоимости, но все же черту средних лучше не пересекать. Это позволит отделить наш сервис от других и подчеркнуть свое превосходство.

Следует понимать специфику на рынке SEO сервисов и их деление по качеству и принципам:

— группа бесплатных программ и сервисов – эта группа программ чаще всего разрабатывается для собственных нужд, а затем просто выкладывается в открытый доступ. Как правило, имеет специфические (нужные создателю), функции весьма ограничены в возможностях работы ввиду своей бесплатности. Тем ни менее, это довольно широкая группа, которая постоянно обновляется (появляются новые программы и сервисы, старые перестают поддерживаться). К тому же они разрознены (под каждое требование следует искать свою программу или сервис).
— группе систем автоматического продвижения— немногочисленная, но весьма влиятельная группа. Ее суть построена на том, что вам не надо быть специалистом продвижения. Добавьте сайт, пополните счет, а все остальное за вас сделает система. Недостатком такого подхода является то, что они работают в основном с внешними факторами, в честности – покупкой ссылок, уделяя внутреннему анализу минимальное внимание. Другим недостатком является относительная дороговизна (подобные агригаты добавляют свою комиссию к покупке ссылок). По сути, эти системы являются посредниками между оптимизаторами и биржами ссылок, с добавлением своих функций.
— группа подробного анализа, к которой и относится наша система. Эта группа включает в себя как он-лайн сервисы, так и десктопные программы. Как правило, эти программы представляют только аналитические данные, ничего не продают.
И теперь осталось просто перечислить характеристики, выделяющие SeoLib среди конкурентов.
В первую очередь выделяемся среди других групп: полный, качественный, всесторонний анализ по многим показателям в удобной для вас форме.
Теперь, выделяем серверные скрипты по сравнению с десктопными программами: всегда доступна, в любом месте, с любого компьютера, есть возможность запланировать автоматическую работу без участия пользователя.
Остается несколько систем, похожих по функционалу. Нужно расписать их более подробно и найти отличительные черты. Итак, это:
Seobudget – представляет множество дополнительных скриптов, однако занимает твердую позицию только по анализу обратных ссылок и определения стоимости продвижения запроса.
Система Lieder – система занимается только проверкой позиций, очень выгодные цены. Однако есть свои ограничения – проверка происходит в течении всего дня и возможно, что вы получите свои результаты только вечером (в сеолибе данные готовы уже утром).
PromoPark – тоже предлагают проверку позиций. Довольно обширный функционал, однако, кроме позиций больше ничего не предлагают.
Есть еще система Seumka – раньше весьма популярная, т.к. была бесплатной. Однако, сейчас перешла на платную основу, причем цены довольно высокие. Рекламы не видно, на форумах не появляются и не обсуждаются. Видимо, пользователи сильно обиделись на такое превращение (это следует принять к сведению на будущее).
Получается, что выделение среди прямых конкурентов внутри группы достигается за счет: множества всевозможных сервисов в одном места, быстрый результат анализа, результат сбора позиций доступен уже утром.

Схема выделения Seolib среди других SEO-сервисов.

Выделение ключевых особенностей на рынке SEO-сервисов

Таким образом, можно выделить общую схему позиционирования сервиса Seolib.ru:
SeoLib – это он-лайн сервис, позволяющий делать детальные, подробные анализы как внешних так и внутренних факторов поискового продвижения любого сайта, иметь доступ к результаты в любое время с любого компьютера, подключенного к Интернету и оперативно получать результаты SEO-работы в запланированное время по доступным ценам.
Исходя из этого вырисовываются преимущества, которые следует «забивать в сознание» потребителей:
— все SEO-сервисы в одном месте;
— подробный анализ всех факторов ранжирования поисковых систем;
— работа не только с русскими и украинскими системами (так же есть Белоруссия, и зарубежные поисковые системы);
— доступность данных 7/24 с любого компьютера;
— многие анализы и отчеты можно настроить на автоматический режим сбора данных и рассылки ответов;
— оперативность работы;
— постоянное совершенствование системы, изменения существующих и добавление новых скриптов;
— доступные цены (не низкие, но и не высокие).

4. План продвижения позиции Seolib.ru

На заключительном этапе следует определить, какими именно способами лучше всего воздействовать на целевую аудиторию, чтоб донести необходимую информацию.

Места продвижения:

Тут задача немного упрощается. Дело в том, что информацию по SEO все группы пользователей в той или иной мере посещают одни и те же ресурсы:
— форумы о SEO, где безусловным лидером является https://forum.searchengines.ru/
— различные SEO-блоги и близкие по тематике;
— ищут ответы на конкретные вопросы в поисковых системах;
— профильные новостные сайты;
— посещают семинары и конференции по SEO-тематике.
Интересно отметить, что пользователи практически не посещают статические сайты. Думаю, это объясняется тем, что ситуация в SEO слишком быстро меняется, поэтому регулярно обновляемые блоги представляют больший интерес. Кроме того, «блоговая форма общения» с комментариями позволяет поддерживать обратную связь с посетителями блога.
Поэтому, для достижения поставленных целей следует вести свои рубрики на тематических форумах, а так же активно принимать участие в других, близких смыслу темах.
Комментировать статьи на наиболее популярных и авторитетных блогах по SEO. По возможности договориться о регулярных обзорах сервиса.
Заниматься поисковой оптимизацией и контекстной рекламой, чтоб сайт был в выдаче по наиболее целевым запросам.
Периодически публиковать пресс-релизы на новостных порталах, а также комментировать новости и статьи.
Активно участвовать на SEO-мероприятиях, по возможности в качестве докладчиков.
Традиционная реклама (баннеры), так же следует использовать, однако они должны носить больше поддерживающий эффект, а не основной.

Формат продвижения.

Еще один нюанс, о котором многие забывают: формат продвижения должен соответствовать общей стратегии позиционирования. Другими словами, если мы позиционируем Seolib как профессиональный сервис с множеством анализов, все наши сообщения на форумах и SEO-блогах должны показывать, что это действительно так.
При публикации сообщений следует придерживаться следующих правил:
— отвечать основательно, показывая конкретные примеры;
— как можно чаще в ответе вставлять принт-скрины анализов сервиса для наглядности и обоснованности, а так же демонстрации простоты и удобства сервиса;
— делать упор на то, что SEO – довольно сложный многофакторный процесс, и без подробного и регулярного анализа успеха не добиться;
— делать упор, что каждый сайт и каждый запрос уникален, и единого правила нет. Кроме того, алгоритмы постоянно меняются. Поэтому нужно, опять же, регулярно делать анализы выдачи и сайтов;
— показывать, что в SeoLib работают специалисты, которые следят за тенденциями поисковых систем, практикующие сеошники, а не знатоки с башни из слоновой кости;
— стараться быть первыми по реализации новых возможностей и публикации новый идей, комментариев к различным событиям;
— показывать, что с помощью SeoLib сложные задачи можно решить довольно легко.
Подобного формата следует придерживаться во всех сферах рекламирования сервиса, в том числе и в офф-лайне. Поэтому, на конференциях следует выступать именно с обзорами и исследованием не самого рынка и тенденций, а именно сайтов и технологий. Это лишний раз подчеркнет в сознании пользователей, что наш сервис – реальный инструмент анализа, с помощью которого можно получить конкретные цифры и результат.
Вот, пожалуй, для краткого обзора стратегии позиционирования, и хватит. Надеюсь, эта статья покажет, что, во-первых, процесс позиционирование не такой уж и сложный, а во-вторых, крайне необходимый, поскольку поможет вам решить сразу несколько маркетинговых задач. И напомню, что стратегия позиционирования – это не просто красиво оформленный документ для руководства. Она должна пронизывать все сферы вашей деятельности: от производства и оказания услуг, до консультаций по телефону после продажи.
Единственное что, хочу обратить ваше внимание, что позиционирование является всего лишь частью комплекса маркетинга, а не полностью заменяет его. Как я писал выше, следует отдельно подробно расписывать потенциальных клиентов, делать подробную карту конкурентов, SWOT-анализ и т.д. Не забывайте об этом!
Если ищите еще примеры, читайте статью про позиционирование спортивного комплекса.


8 июля 2010