Красота или удобство? Что важнее для интернет-сайта?

Конференция: «Реклама в интернете 2009».
Проходила: 02.12.2009 в Киеве.
Скачать презентацию в PP можно: здесь.
Доклад подготовил:Кушнеров Юрий.

Часто, при создании сайта, мы сталкиваемся с тем, что вроде бы красивый макет подвергается ужасной критики со стороны программистов. Затем, отдавая сайт на продвижения, вносятся очередные правки, добавляются тексты, меняются разделы. Еще через некоторое время, меняется ассортимент, добавляются  новые разделы, переделывается сама структура сайта. И через какие-то пол года вы смотрите на свой первоначальный утвержденный макет, и не видите практически ничего общего с тем, что сейчас видят пользователи заходя на ваш сайт.

Первое, на чем хочется остановиться – это тип создаваемого сайта. Вы должны четко представлять себе, для чего именно нужен сайт,  каковы его цели и задачи. Например:

Очевидно, что это «не продающий» сайт, а имиджевый, и информация предоставлена соответствующим образом, в отличии, от сайта:

Где в явном виде заметно, нам предлагают купить ноутбук и другую компьютерную технику.

Таким образом, определившись с типом сайта, можно приступить к определению его структуры. Еще раз хочется обратить внимание, что это следует сделать ДО начала работы над самим сайтом, чтоб на этапе создания у вас уже было четко сформулировано что где находится, от за чем закреплено и какая страница является вложенной какого раздела.

Структура сайта должна быть не только в голове, но и изображена на бумаге/мониторе в явном виде.

Сразу понятно, что сайт имеет двойную структуру – общая информация о компании, и каталог материалов. Если сайт очень большой (информационный портал, например), это совсем не означает, что можно ограничится двумя-тремя штрихами на листе. У вас четко должно быть описаны хотя бы основные разделы и количество пунктов и подпунктов. Хотя, конечно, в идеале, следует обозначить все пункты меню.

Это значительно упростит дальнейшую работу как программистов, так и дизайнерам, Да и вам самим намного проще будет работать с ним в будущем в случае необходимости. Например, вам нужно будет добавить что-то, или убрать, увеличить ассортимент, или что-то еще. Имея четкую структуру вы сразу поймете, куда можно добавить новый раздел, что поменяется от удаления какого-то элемента и т.д. Следует помнить, что интернет- это гиперактивная среда, и тут все меняется с неимоверной скоростью, поэтому изменений вам не избежать.

Определившись с целями сайта и обозначив его структуру, можно переходить непосредственно к структуре самих страниц. В данном случае работать нужно уже непосредственно с дизайнером, который и будет придавать вашему сайту красивый внешний вид. Однако и тут следует ограничить бурную фантазию, поставив четкое задание – что на сайте должно быть, а чего быть не должно. Например, отличается ли главная страница от внутренних? Какие блоки на какой странице есть? Сквозные ли они? Меняются, или постоянно видны всегда? В первую очередь это касается блока новостей, акций, опросов, расширенных форм заказов и т.д. Например, вы можете от руки набрасать, что и как вы хотите чтоб было:

И уж совсем идеально, если  вы сможете оценить, какой элемент сколько место должен занимать (на шапку не более 15%, на меню 10%, левый блок не более 15%). Планировать надо на наиболее часто используемое расширение:

Разрешение В России В Украине
1024*768 28% 30,6%
1280*1024 25,6% 28,5%
1280*800 14,7% 15,3%
Всего 68,3% 74,4%

Поскольку явного лидера нет, обязательно следует проверить, как будет отображаться сайт при всех трех расширениях (и в разных браузерах). И это – задача минимум. Крайне желательно проверить и при других разрешениях.

На этом этапе следует следить за дизайном, т.к. зачастую, в погоне за красотой структура сайта сильно страдает (вот тут шапка вышла немного больше, меню не поместилось, пришлось увеличить. Новости давайте уберем, они портят внешний вид). Наверняка, если вы уже сталкивались с созданием сайта, то вам доводилось слышать подобные фразы. Будьте внимательны и проверьте соответствие конечного результата поставленным целям. Следует понимать, что сайт, это все-таки больше инструмент маркетинга, а не произведение искусства.

Цветовая гамма, расположение объектов, интересные решения композиции – вот поле действий дизайнера. Однако наличие или отсутствие тех или иных элементов а так же общая структура сайта должна соответствовать запланированной (если конечно, вы не пересмотрели изначальные цели и не поменяли направление деятельности).

Еще один момент, на котором хотелось бы остановиться – это логотип. Чаще всего на этапе создания сайта логотип уже есть и все что требуется – это правильно и красиво вписать его в общий дизайн. Следует понимать, что логотип – обязательная элемент, имеющий определенные требования. Главное – он должен быть виден на всех страницах без прокрутки, четко выделен и вести на главную страницу. Не стоит делать так, чтоб его следовало искать:

Логотип не должен сливаться с фоном, шапкой или «прятаться» за картинку. Он – первое что должен увидеть посетитель сайта (и желательно, запомнить). Например, в данном случае следовало сделать отдельный фон для логотипа, чтоб он выделялся.

Есть другой случай, когда в качества логотипа часто используют адрес самого сайта (относится к он-лайн проектам). Но и в данном случае следует соблюдать определенные правила, например – использование только одного языка в написании.

В данном случае используется английский язык, затем русский, и снова английский. Такое написание сильно сбивает пользователя, и он будет теряться, если вновь захочет вернуться на сайт (набрав в поисковике или командной строке).

Отдельно следует отметить двойственное написание, например foto и photo, telefon(e) и telephone и т.п. В идеальном варианте следует занять все варианты написания доменов и поставить 301 редирект. Но, такое не всегда возможно, поэтому следует внимательно выбирать название и домен. В данном случае удобство напрямую вступает в конфликт с красотой и следует не ошибиться, какому варианту отдать предпочтение.

Обозначая четкие цели и задачи вашего интернет-сайта, никаких конфликтов между дизайном и удобством использования не предвидится. Даже наоборот, это значительно облегчит работу над сайтом. Однако, в спорных вопросах все же следует отдавать предпочтение именно удобству с точки зрения конечного пользователя, поскольку именно он является конечным потребителем вашего сайта.

11 Декабрь 2009