Распространенные мифы Юзабилити

На данный пост меня сподвигла очередная очередь запросов на бесплатные юзабилити-анализы, как на на моем сайте, так и на форуме Серча. И, увы, у всех одно и то же. Одни и те же ошибки. Нет, я говорю не о надписях белым шрифтом по желтому фону, и о шапках на 80% экрана. Я хотел бы обратить внимание на фундаментальные ошибки, приведшие к распространенным и совершенно бредовым мифам.
Итак, ТОП5 самых популярных мифов о юзабилити:

Миф 5. Юзабилити – как таблица умножения: есть четкие и жесткие правила, которые работают всегда, везде и при любых условиях.

Тут логика проста: вон у них работает, значит мы сделаем так же, и у нас будет такая же конверсия. Вообще, идея «заимствования» не нова. Но почему-то каждый считает, что откроет гениальный проект, если «слижет» дизайн и структуру, скажем, ОЗОНа или Амазона (а чего мелочиться?).
Стоит ли говорить, что каждый проект – УНИКАЛЕН, у него своя аудитория, у него свои особенности, функции и т.д. Безусловно, есть определенные правила и стандартны, но здесь очень много НО. Юзабилити – это не только структура сайта и цвета, это намного глубже, шире и индивидуальнее.
Копировать юзабилити так же глупо, как называть свою фирму Одидас и ждать моментального мирового господства.

Миф 4. Юзабилити – это раз и навсегда.

Этот миф, популярен так же, как и братья-мифы (создание сайта, это раз и навсегда, раскрутка сайта – это раз вложил и все хорошо, и вообще, интернет-маркетинг, это раз- и навсегда).
Увы, с этим нам еще предстоит бороться. Ведь очень немногие понимают, насколько важно вкладывать в развитие проекта. Сейчас трудно получить деньги даже на разовый анализ сайта. Что же говорить про его постоянный мониторинг?
Но вы должны знать, что с аудиторией сайта надо РАБОТАТЬ, и делать это ПОСТОЯННО. Нет предела совершенству. Ваша аудитория очень быстро меняется (Как и сам интернет). А значит, и ваш сайт должен меняться, чтоб полностью устраивать ваших пользователей.
Следует постоянно экспериментировать (А-Б тестирование, вебвизор, показатель конверсий). Все эти инструменты изобретены не просто так! Они РАБОТАЮТ, и дают эффект!
Осталось только, чтоб вы сами захотели ими пользоваться.

Миф 3. Вот вам мой ГОТОВЫЙ сайт. Сделайте ему юзабилити.

Почему-то считается, что юзабилити – это такой косметический ремонт, который можно делать после того, как полностью весь сайт закончен. Кроме того, что это неправильно – это еще и глупо. Потому что по результатам юзабилити-анализа, чаще всего приходиться очень многое менять.. прямо вот ОЧЕНЬ многое. А заказчик, разумеется, на это пойти не может, и поэтому он начинает с пеной у рта и кровью в глазах защищать свое детище. Да так яростно, что со временем сам начинает верить в то, что у него идеальный сайт, и там ничего менять не надо. И вообще, его тупо разводят на деньги, и толку от всех этих консультантов нет.

Но если посмотреть в корень проблемы, то станет очевидным, что заказчик защищает свое детище не потому что не хочет его менять, а потому что это или дорого или технически сложно. Ну и конечно, обидно, по несколько раз переделывать одно и то же…

Миф 2. Юзабилити, это когда желтый фон заменить на зеленый, а эту кнопку передвинуть чуть вниз.

Этот миф частично связан с предыдущим, а так же лидером этого ТОПа. Бытует мнение, что юзабилити – это какие-то мелочи восприятия. С одной стороны да, но это еще не все. Цвет, расположение кнопок, структура меню – безусловно важные пункты. Но все-таки это еще не юзабилити. Это скорее относится к дизайнерскому оформлению.

Юзабилити – это в первую очередь взаимодействие пользователей с сайтом (user experience), т.е. это не просто оформление, а мышление с точки зрения вашего пользователя. Весь ваш сайт, от идеи до последней пиктограмки должны соответствовать этому мышлению.

Миф 1. Юзабилити отдельно, сайт отдельно, пользователи – вообще ни причем.

Главная ошибка сайтостроения состоит в том, что сайт рассматривается как нечто обособленное и самодостаточное. Увы, отсюда и те многие неприятности, с которыми сталкиваются пользователи.
Сначала делается сайт. Просто сайт. А затем, просят сделать ему юзабилити. Просто юзабилити. А где тут пользователи? – спросите вы. А нигде, потом сеошникам заплатим, на директ деньги кинем, и все будет хорошо.

Вы должны понимать, что ваш сайт, как и ваш бизнес в целом – делается для клиентов. И все должно быть построено вокруг их потребностей.
Один и тот же человек на разных сайтах ведет себя совершенно по-разному.
Два разных человека на одном и том же сайте ведут себя по-разному.
Два владельца одинаковых сайтов ставят перед собой совершенно разные цели.
Если вы учтете эти три положения, то поймете, что ваш сайт должен быть сделать с учетом ВАШЕЙ целевой аудитории, с учетом особенностей ВАШЕГО сайта и так, чтоб пользователь совершал полезные действия для ВАШИХ целей. Теперь понятно, почему нельзя просто скопировать дизайн у кого-то другого? Почему нельзя просто заказать юзабилити, без учета требований пользователей? Почему нужно знать, какие цели преследует заказчик?
Сайт – это не что-то оторванное от реальности. А юзабилити – это не нечто отдаленное и просто модное. Это именно то, что соединяет эти три вещи в один удобный, понятный и приятный сайт, на который хочет возвращаться снова и снова, после работы с которым остается только положительное впечатление, и который хочется рекомендовать своим друзьям!

27 Декабрь 2011